EN  RU  ed 
663080, Красноярский край, г. Дивногорск, с. Овсянка, ул. Набережная, 67  https://vk.com/biblioastafiev https://www.facebook.com/biblioastafiev/

e-mail: biblio.ast@mail.ru

тел./факс: 8 (39144) 2-76-30
СПЕЦПРОЕКТЫ: ДАТЫ И ПРАЗДНИКИ

СПЕЦПРОЕКТЫ: ДАТЫ И ПРАЗДНИКИ

В этом разделе собраны материалы спецпроектов, подготовленных Библиотекой-музеем Астафьева к праздникам, значимым датам и событиям. 

Внимание! Онлайн-викторины и литературные обзоры, ставшие частью спецпроектов, опубликованы в соответствующих разделах нашего сайта (на них можно перейти по ссылкам, кликнув компьютерной мышкой на выделенные словосочетания). Как правило, не дублируются в этой рубрике и видеоматериалы, прежде (то есть до подготовки спецпроектов) публиковавшиеся в разделе "Киноклуб"

Со спецпроектами в полном объеме можно познакомиться на наших страницах в соцсетях.

ЛЕТНЯЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА "АСТАФЬЕВСКИЕ РЕКИ". БОЛЬШАЯ СЛИЗНЕВА, МАЛАЯ СЛИЗНЕВА

(размещено 15.07.2020)

Астафьевские реки: Большая Слизнева, Малая Слизнева, изображение №1


"Впереди открывается простор, от которого и по сей день у меня заходится сердце, хочется мне сидеть и сидеть на вершине утеса, смотреть и плакать. Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь — леса, горы, перевал, и главное — вот эта, притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты, такая сиротливая, такая смирная, такая заброшенная, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней"

Астафьевские реки: Большая Слизнева, Малая Слизнева, изображение №2



Так описывал Виктор Астафьев вид, открывающийся со Слизневского утеса, 300-метровой отвесной скалы (той самой, где сейчас смотровая площадка «Царь-рыба»), на родное село Овсянка и соседнюю деревеньку Слизнево.


Слизнево

Слизнево

Расположились они рядышком, даже границу не провести. Но все же Овсянка стоит на Фокиной речке, а Слизнево — на реке Большая Слизнева. Да и, как считается, Слизнево основано было все же попозже Овсянки, уже в самом конце XVII века (Овсянка — не позднее 1671 года). Зато не где-нибудь, а прямо в деревне Слизнево в конце ХХ столетия был обнаружен памятник археологии — стоянка древнего человека, относящаяся, по оценкам ученых, к четвертому тысячелетию до нашей эры.

А в документах 17-го века река и поселение называются Слижнева и Слижнево соответственно. Слижнево упоминается как заимка атамана Ивана Злобина, активного участника так называемой «Красноярской шатости» — бунтов служилых людей Красноярского острога против воевод. Первый бунт поднялся в 1695 году, причиной стала задержка жалованья воеводой. Бунты повторялись еще несколько лет, уже против вновь присланных воевод (после волнений их сменяли), — и, надо сказать, что нечистые на руки воеводы понесли в итоге наказания куда более суровые, чем зачинщики и участники бунтов.


В.И. Суриков, «Красноярский бунт 1695 года». Эскиз.

В.И. Суриков, «Красноярский бунт 1695 года». Эскиз.


Так вот, на заимке (то есть самовольно занятой пустующей земле) Ивана Злобина находились мельница — зерно для нее поставляли пашенные крестьяне из Овсянки; кроме мельницы были амбар, баня; в хозяйстве у Злобина содержались два коня, кобыла, четыре коровы, две телки, две свиньи.

Управлялись с хозяйством холопы — «калмык Андрюшка и девки 10, 15 лет». Хутор Злобина, с которого и началась история деревни Слизнево, со временем был заброшен. А спустя двести лет на этом же самом месте пришлый мужик Павел — родной дед Виктора Астафьева — построил новую мельницу…


Астафьевские реки: Большая Слизнева, Малая Слизнева, изображение №5



Река Большая Слизнева, на которой стоит деревня, — правый приток Енисея: длина ее — 27 км. Большая Слизнева — одна из естественных границ заповедника Столбы, причем эта граница Столбов, в отличие от других, не менялась со времени основания заповедника в 1925 году.

Большая Слизнева берет начало с одной из вершин Куйсумских гор (она находится на территории заповедника), на высоте 709 метров над уровнем моря. На всем своем протяжении это типичная горная река — довольно быстрая, с крутыми склонами долины. У небольшой реки есть 16 основных притоков — по восемь правых и левых. В их числе, например, речки и ручьи Дрянная, Тихий, Ягодная, Медвежий, Табалжанский, Фокинский. Водятся в Большой Слизневой хариус, речной гольян, голец, бычки.

Длина Малой Слизневой — 13 км. Она бежит рядышком со «старшей сестрой», практически повторяя ее маршрут.

Что это за название — Слизнева? По одной из версий, происходит оно от старого слова «слизня» — «скользкий». Но вот Астафьев упоминает о реке не Слизневой, а Селезнёвой — много в этих местах водилось уток да селезней, отсюда и имя речки. Указания на то, что Селезневая со временем «превратилась» в Слизневу встречаются и в других источниках.


Астафьевские реки: Большая Слизнева, Малая Слизнева, изображение №6



Астафьевские реки: Большая Слизнева, Малая Слизнева, изображение №7



Астафьевские реки: Большая Слизнева, Малая Слизнева, изображение №8



Еще одна достопримечательность здешних мест — знаменитая смотровая площадка на Слизневском утесе с фигурой металлического осетра — «Царь-рыбой».


Астафьевские реки: Большая Слизнева, Малая Слизнева, изображение №9



Площадка была создана в 1970-х годах, а четырехметровый 300-килограммовый осетр появился на ней в 2004-м — в год 80-летия Астафьева и, по идее, в память о нем, но… дело в том, что сам Виктор Петрович к созданию площадки на Слизневском утесе относился крайне скептически и даже с возмущением. А уж как бы он оценил «осетра» — нам тем более неведомо.

"Время жалкое, оголтелое плодит себе подобных - сделать всё похожим на себя стремится современный, убогий умом обыватель, и улучшает, улучшает, усовершенствует он дикую природу. Понакатали бетону на Слизнёвский утёс, сделав так называемую смотровую площадку, и довольны собой, не понимают, что улучшать такую природу - всё равно, что жемчуг глотать... И ещё, современный рвач, этот преобразователь природы, не хочет понять, что и Слизнёвский, и Манский утёсы, и вся вокруг благодать принадлежит всем людям, они Богом созданы не для услаждения вельможи иль ловкого проходимца..." (Виктор Астафьев, «Затеси»)

Об истории создания смотровой площадки Астафьев отзывался еще резче, а саму площадку называл «нелепым памятником убогому подхалиму»:


"  Старые, одряхлевшие вожди "времен застоя" <…> горазды были изредка навещать народонаселение отдаленных районов, чтоб еще и еще узреть праздничные, рукоплещущие толпы трудящихся, послушать радостные речи о том, какие они передовые и прозорливые руководители и скромные люди.
Как-то раз такой вождь осчастливил посещением и город Красноярск, а показывать здесь почетным гостям особо нечего, немногие архитектурные памятники и красивые строения ретивые борцы бурных лет повзрывали и срыли, город и окрестности закоптили, Енисей захламили, так возят всех почетных гостей и туристов "угощать" великим сооружением времени - Красноярской гидростанцией, которой в каскаде из двенадцати могучих гидростанций надлежит в корне преобразить дикие края Сибири.
Один из местных деятелей в порыве патриотического рвения и низкоспинного угождения затащил вождя на тот самый Слизневский утес, где я сидел в годы юности и плакал от умиления, глядя на совсем еще не преображенный Енисей и родное село. Полюбовался вождь на действительно редкостные виды, сказал, что, мол, очень красиво, "Почти как у Швейцарии", да только "лазить на утес круто больно".
Тут же товарищ из местных деятелей, особенно возмечтавший о столице, и заверил дорогого гостя, как он еще раз соизволит осчастливить его край и город своим посещением, то уж дикую эту скалу найдет преображенной и поднимется на нее без всяких затруднений.
Года два шло бурное движение и колотуха кипела на Слизневском утесе - травы, цветы, лес и гору бульдозерами искромсали, бетону убухали столько, что его на две больницы, которых в городе недоставало и недостает, или на целый участок дороги хватило бы. Увы, не довелось уже престарелым вождям все это увидеть, оценить по достоинству радение лизоблюда, и в Кремль он так и не угодил, расположился на подступах к нему. Но вот остался нелепый памятник среди прекрасной сибирской природы, памятник убогому подхалиму и дуболому, которому не дано понять, что прекрасное в улучшении не нуждается,оно само по себе прекрасно.
Но вернусь туда, в памятный день моего возвращения на родину".

Астафьевские реки: Большая Слизнева, Малая Слизнева, изображение №10

Время прошло, и сегодня мы воспринимаем эту площадку все же по-другому, чем Виктор Петрович более 40 лет назад. Для нас это прежде всего памятник великой, астафьевской Сибири и великому Енисею, его малой родине, малым рекам, вблизи которых прошло его детство. В них берет истоки его творчество.

ЛЕТНЯЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА "АСТАФЬЕВСКИЕ РЕКИ"

(размещено 10.07.2020)

А знаете ли вы, что такое молевой сплав леса?
Зимой лес валят и складируют брёвна на берегу реки. Во время весеннего половодья их сбрасывают в реку. Дальше бревна плывут самостоятельно. Ниже по течению устраивается уловитель брёвен (запань), где брёвна поднимаются на берег для дальнейшей транспортировки или обработки.
Молевой сплав крайне неэкологичен - много леса тонет, захламляет дно и берега реки. Очень часто плывущие бревна опасны и для человека.
Молевой сплав по Мане был остановлен во многом благодаря стараниям Виктора Петровича Астафьева.
Воспоминания об этом содержатся, в частности, в сборнике "Затесь на сердце. Астафьев в памяти людской".
А вот как пишет о Мане, Манской гриве, молевом сплаве, сибирской природе и сибирских деревнях сам Астафьев в затеси "Манская грива"


ЛЕТНЯЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА "АСТАФЬЕВСКИЕ РЕКИ" ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТУ

И наш рассказ о реке Мане продолжается 

(размещено 09.07.2020)

mana3-250x166.jpg

"Мана вскипает, на скалу выплескивается, ревет, но поздно - бык отвесен и высок, Енисей напорист - у него не забалуешься.

Еще одна река покорена. Сыто заурчав под быком, Енисей бежит к морю-океану, бунтующий, неукротимый, все на пути сметающий. И что ему Мана! Он еще и не такие реки подхватит и умчит с собою в студеные, полуночные края, куда и меня занесет потом судьбина, и доведется потом мне посмотреть родную реку совсем иную, разливисто-пойменную, утомленную долгой дорогою. А пока я смотрю и смотрю па реки, на горы, на леса. Стрелка на стыке Маны с Енисеем скалиста, обрывиста. Коренная вода еще не спала. Бечевка осыпистого бережка еще затоплена. Скалы на той стороне в воде стоят, где начинается скала, где ее отражение - отсюда не разберешь. Под скалами полосы. Теребит, скручивает воду рыльями камней-опрядышей.

Но зато сколько простора наверху, над Маной-рекой. На стрелке каменное темечко, дальше вразброс кучатся останцы, еще дальше - порядок начинается: упалисто, волнами уходят горы ввысь от бестолочи ущелий, шумных речек, ключей. Там, вверху - остановившиеся волны тайги, чуть просветленные на гривах, затаенно-густые во впадинах. На самом горбистом всплеске тайги заблудившимся парусом сверкает белый утес. Загадочно, недосягаемо синеют далекие перевалы, о которых и думать-то жутко. Меж них петляет, ревет и гремит на порогах Мана-река - кормилица-поилица: пашни наши здесь, промысел надежный тоже на этой реке. Много на Мане зверя, дичи, рыбы. Много порогов, россох, гор, речек с завлекательными названиями: Каракуш, Нагалка, Бежать, Миля, Кандынка, Тыхты. Негнет. И как разумно поступила дикая река: перед устьем взяла да круто свалилась влево, к скалистой стрелке, и оставила пологий угол наносной земли. Здесь пашни, избушки, заимки на берегу Маны, поля здесь. Они упираются в горы самыми дальними околками, межами и чищенками. Внизу подо мной Манская речка, ровно бы очертила границу дозволенного и гору не пускает через себя. Дальше от заимок, туда, к изгибу Маны, за которым белеет утес, уже холмисто, там лес, тайга, на приволье растет много больших берез. Люди теснят этот лес, вырубают леторосные всходы, оставляют только те деревья, с которыми не могуг совладать. Каждый год то на один, то на другой бугор выкидывают селяне наши зеленый плат крестьянской пашни, потеснили тайгу до Соломенного плеса.

Упорные люди работали на этой земле!"
(Виктор Астафьев, "Последний поклон")

Красоту реки Маны ценят люди и в наши дни. Сегодня мы публикуем статью красноярского издания Newslab (автор - Мария Русскова) об истории легендарных сплавов по Мане. 

Но, увы, не всегда люди приходят на Ману с добрыми намерениями... Подтверждением тому - видеосюжет группы "Речной патруль Сибири".




День семьи, любви и верности

Рассказываем об истории и традициях праздника

Сегодня, 8 июля, в России, а также еще в 40 странах мира отмечается День семьи, любви и верности.

Дата, выбранная для праздника, приурочена к дню памяти святых Петра и Февронии Муромских.

День семьи, любви и верности, изображение №1



Жили они в 13-м веке, канонизированы были в 1547 году. Об истории их жизни и любви рассказывает, в частности, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в 16-м веке монахом Ермолаем Прегрешным.

Согласно повести, молодого князя Петра поразила страшная проказа. Он уже отчаялся исцелиться, однако ему приснился вещий сон: живет-де на свете девушка Феврония, которая сможет его вылечить.


День семьи, любви и верности, изображение №2



Февронию разыскали. Она оказалась родом из совсем незнатной, простой крестьянской семьи. Но она многое знала о целебных свойствах трав, о способах излечения любых недугов, понимала язык растений и животных.

Петр просил Февронию, которая сразу пришлась ему по сердцу, помочь, обещал жениться на ней после выздоровления. Но слова не сдержал — убоялся неравного брака. И вскоре проказа вернулась. Княжеские гонцы вновь явились к Февронии с просьбой помочь Петру. Она не отказала и вновь излечила князя. В этот раз Петр сдержал свое слово и женился на Февронии. Они были счастливы до конца своих дней.


День семьи, любви и верности, изображение №3



Вместе им пришлось пережить многое. После восхождения Петра на княжеский престол бояре всё никак не могли смириться с тем, что жена его — незнатного рода. И однажды поставили Петру условие: или престол, или Феврония. Петр отказался от престола, покинул вместе с Февронией Муром, несколько лет они прожили в изгнании, разные тяготы ожидали их… Но Петр ни разу не упрекнул Февронию в том, что она стала причиной его отрешения от власти. А Феврония поддерживала удрученного супруга и благодаря мудрости и силе духа всегда умела найти выходных из трудных обстоятельств, если таковые случались.

Тем временем и муромские бояре поняли, что без мудрого и сведущего правителя городу не обойтись. И послали гонцов за княжеской четой. Посоветовавшись, Петр и Феврония вернулись в Муром. В повести говорится о них как о добрых и справедливых правителях, которые для своих подданных были словно «чадолюбивые мать и отец».


День семьи, любви и верности, изображение №4



На склоне своих дней Петр и Феврония приняли монашество. Поселились в разных монастырях и до конца жизни вели переписку. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы воссоединиться на небесах, и даже приготовили двухместный гроб — завещали похоронить их вместе.

Скончались Петр и Феврония 25 июня (по новому стилю 8 июля) 1228 года. Но волю усопших поначалу не выполнили — похоронили их раздельно. Однако случилось чудо — тела оказались в одном гробу. Их вновь похоронили по отдельности — но все повторилось, и больше священники не препятствовали воле Бога: Петр и Феврония были похоронены вместе, возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Сейчас мощи святых Петра и Февронии покоятся в едином гробу в Свято-Троицком женском монастыре Мурома и, как считается у верующих, дают исцеление от болезней.


День семьи, любви и верности, изображение №5



В Муроме почитание святых Петра и Февронии было возрождено в начале 1990-х годов. А в 2000-х горожане собрали около 20 тысяч подписей под обращением, в котором призывали учредить всероссийский праздник любви и верности и отмечать его 8 июля — в день памяти святых.

Впервые День семьи, любви и верности праздновался в 2008 году. В праздник обычно проводятся концерты, фестивали, благотворительные акции. Кроме того, уже традицией стало вручение символической медали «За любовь и верность» семьям, которые прожили в браке не менее 25 лет, хорошо воспитали детей, добились благополучия благодаря совместному труду.

На одной стороне медали изображены лики святых Петра и Февронии, на другой — ромашка, символ праздника.


День семьи, любви и верности, изображение №6




ЛЕТНЯЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА "АСТАФЬЕВСКИЕ РЕКИ" 

(размещено 06.07.2020)

Наша летняя экологическая школа "Астафьевские реки" продолжает работу.
Проект, напомним, посвящен рекам, упомянутым в произведениях Виктора Астафьева.
Сегодня предлагаем вам посмотреть фильм о реке Мане Веры и Владимира Китаевых из серии "Саянская диагональ"



(размещено 02.07.2020)

Друзья, этим летом мы хотели провести экологическую школу "Астафьевские реки" - планировали рассказывать юным посетителям Библиотеки-музея о малых реках, упомянутых в произведениях Астафьева, проводить экскурсии, приглашать в библиотеку специалистов - экологов, биологов, историков, которые бы тоже могли рассказать много интересного по этой теме.
От самой идеи летней экошколы "Астафьевские реки" мы решили не отказываться. Но занятия в ней начинаем в онлайн-формате.
И первый наш рассказ - о Фокиной речке (она же - река Овсянка, она же - Фокин ручей). В ее устье стоит село Овсянка. Упоминается Фокина речка во многих произведениях Астафьева - например, в рассказе "Далекая и близкая сказка", который начинает повесть "Последний поклон".

Фокин ручей

Казаки-первопроходцы вблизи речки Овсянки


Казаки-первопроходцы вблизи речки Овсянки

Деревня Овсянка поставлена была в устье одноименной речки не позднее 1671 года.

Вот что пишет об этом дивногорский историк Игорь Федоров:

«В тот год была проведена первая подворная перепись жителей Красноярского уезда. Запись переписной книги гласит, что „лета 7180 году сентября в 30 день по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича“ в деревне Овсянка числилось шесть дворов, да еще один двор на Усть-Мане. Это первое упоминание деревни Овсянка Красноярского уезда в дошедших до нас документах, поэтому именно 30 сентября 1671 года является пока официальной датой возникновения ее как населенного пункта».

В то же время в челобитной, поданной казаками царю после ожесточенного набега на Красноярский острог объединенными отрядами джунгаров, киргизов и тубинцев в мае 1667 года, в перечне сожженных и разоренных деревень и заимок Овсянка отсутствует, что косвенно указывает на то, что её тогда ещё не существовало. Поэтому вопрос о точной дате основания Овсянки остается открытым. «Не позднее 1671 года» — так принято ее обозначать.

Но точно известна цель, ради которой в шести дворах Овсянки казаки и их семьи, — прикрывать Красноярский острог и принадлежащие красноярцам сельхозугодья, расположенные на правом берегу Енисея.

Имена первопоселенцев Овсянки дошли до наших дней: это казаки конной сотни "Коземка Клементьев сын Арзамасец" да братья Маловы "Ивашко Фокин, сын Малово, с сыном Онтонком 10 лет да Алешка Фокин, сын Малово". Пешие служилые люди – казаки отец и сын Софьины – жили одним двором: "Федька Юрьев, сын Софьин, с сыном Ивашко 17 лет, да Ивашко ж 11 лет и Якунька Федоров, сын Софьин". Казаки "Федька Яковлев сын Коркунов", да "Лучка, сын Кривогорницы", жили отдельными дворами; да кроме них имелся двор "черкаса", то есть ссыльного малороссийского казака "Тимошки Ларионова сына Тюменца, а у него два пасынка: Спирка 10 лет, да Тишка 7 лет"

Судя по всему, отец братьев Маловых, Фока, был первым или одним из первых, кто пришел в эти места (вероятнее всего, еще до 1671 года). Отсюда и второе, более привычное нам название реки Овсянки, — Фокин ручей.

В атласе 1701 года «Чертежная книга Сибири», составленном Семеном Ремезовым, уже показаны и село Овсянка, и речка Фокина — именно под таким названием.


ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ

(опубликовано 22.06.2020)

Всероссийская акция "Великое кино великой страны" в этом году посвящена Дню памяти и скорби.
Предлагаем вам, друзья, посмотреть фильм "Звездопад", снятый по произведениям Виктора Астафьева (одноименная повесть, а также "Сашка Лебедев" и "Ода русскому огороду") в 1981 году на киностудии "Мосфильм".
Режиссер и автор сценария - Игорь Таланкин, оператор - Георгий Рерберг, композитор - Альфред Шнитке.
В главных ролях - Алла Демидова, Петр Федоров, Дарья Михайлова.
🎬📽 На международном Венецианском кинофестивале 1981 года получила специальный приз операторская работа Георгия Рерберга.




Друзья, сегодня, в День памяти и скорби, предлагаем посмотреть вам фильмы медиапроекта "Люди Победы". Мы показываем их с разрешения авторов - музейно-просветительского центра «Касьяновский дом»
Медиапроект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов.











 "Никакая фантазия, никакая книга, никакая кинолента, никакое полотно не передадут того ужаса, какой испытывают брошенные в реку, под огонь, в смерч, в дым, в смрад, в гибельное безумие, по сравнению с которым библейская геенна огненная выглядит детской сказкой со сказочной жутью, от которой можно закрыться тулупом, залезть за печную трубу, зажмуриться, зажать уши..." Виктор Астафьев, "Прокляты и убиты" В этих видеофрагментах - воспоминания и размышления Виктора Петровича Астафьева о войне.


  


 Несколько дней назад мы писали о документальном фильме Владимира Кузнецова "Побратимы" https://vk.com/biblioastafiev?w=wall-191697270_285/all Это история фронтовой дружбы Виктора Астафьева и Петра Николаенко, жителя Алтайского края, и рассказ о том, как сложилась судьба Петра Герасимовича после войны. Сегодня, в День памяти и скорби, предлагаем вам посмотреть фильм "Побратимы". 2020 год. Режиссер - Владимир Кузнецов.




Всероссийская акция "Свеча памяти": присоединяйтесь, друзья!





Поздравляем всех с Днем России!


(размещено 12.06.2020)


О том, как дивногорцы участвовали во флешмобе "Окна России" - смотрите в только что созданном видеоролике.
Там есть и наше окно!



ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ  - ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

(размещено 6.06.2020)

6 июня мы отмечаем сразу два праздника: день рождения А.С. Пушкина и День русского языка.  


К Пушкинскому дню - Дню русского языка Библиотека-музей Астафьева подготовила много всего интересного - заходите к нам сегодня почаще, друзья! https://vk.com/biblioastafiev https://www.facebook.com/biblioastafiev/

А начинаем мы с небольшого онлайн-путешествия во Всероссийский музей А. С. ПУШКИНА. 

Это крупнейшее в стране хранилище реликвий, книг и произведений искусства, связанных с жизнью и творчеством поэта.
   Музейная коллекция включает уникальное по полноте собрание портретов А.С.Пушкина и его современников, видов России, предметов мебели и прикладного искусства пушкинского времени.
   Особую ценность коллекции составляют реликвии – личные вещи А.С.Пушкина, членов его семьи, его современников.

Сегодня Всероссийский музей А. С. ПУШКИНА включает шесть музеев, являясь одним из крупнейших литературно-мемориальных музейных комплексов в Европе. Давайте узнаем, какие же музеи входят в этот комплекс.

1)      Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

Единственная в Петербурге мемориальная квартира А. С. Пушкина посвящена последнему, самому драматичному, периоду жизни поэта. Здесь представлены личные вещи поэта и его семьи. Находится на Мойке, 12 в Санкт-Петербурге. 

2)      Экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество»

Основная литературно-монографическая экспозиция открыта в 1999 году в бывшем особняке князей Волконских на набережной Мойки, 12. Уникальные экспонаты пушкинского времени представлены в семнадцати залах музея.

3)      Мемориальный музей-Лицей 

Мемориальный Музей-Лицей был открыт в 1949 году в здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея — одного из привилегированных учебных заведений России 1-й четверти XIX века (основан императором Александром I в 1811 году для детей дворян).

Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились пушкинского выпуска: Большой зал, Газетная комната, Библиотека с подлинными книгами лицеистов, учебные классы и спальни воспитанников, а также комната самого поэта.. 


4)    Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина

Расположен в Царском селе в мемориальном здании. В нём можно увидеть рукописи, документы, книги, личные вещи поэта. Здесь им были написаны «Сказка о царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне» и другие произведения. 



  В состав комплекса, посвященного А.С. Пушкину, включены также памятные места, связанные с именами еще двух великих литераторов.

5)      Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова

Музей создан в доме, где поэт жил с 1857 по 1877 год. Здесь размещались редакции двух прогрессивных и популярных журналов: «Современник» и «Отечественные записки». В квартире Некрасова бывал весь цвет русской литературы второй половины XIX века: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский и другие. 

6)      Музей-усадьба Г. Р. Державина

Главная экспозиция находится в центральном здании, где расположены коллекции монет, скульптуры, портреты самого Державина и его семьи. 



   Предлагаем побывать внутри музея-квартиры А.С. Пушкина, услышать увлекательный рассказ о буднях, привычках великого поэта и о его последних днях жизни от хранителя этого музея


21 МАЯ В РОССИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ПОЛЯРНИКА

(размещено 21.05.2020)

Выбор именно этой даты для профессионального праздника связан с открытием 21 мая 1937 года первой дрейфующей полярной станции "Северный полюс-1".

А между тем у Овсянки есть "свой" полярник!


Петр Георгиевич Астахов (1933-2015) - уроженец нашего села. Родился он в семье деревенского кузнеца, подростком работал на молевом сплаве. А после школы поступил в Томский государственный университет и получил специальность "физик-радиоэлектронщик", с 1955 года начал работать в радиометцентре Главного управления Северного морского пути на острове Диксон.

П.Г. Астахов в разные годы участвовал в четырех советских антарктических экспедициях, в том числе дважды - в качестве начальника станции "Восток". По линии ООН и ЮНЕСКО входил в международные экспертные группы, работавшие над системами сбора метеорологической информации в разных частях планеты.


Петр Астахов награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За трудовую доблесть», медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда», знаками «Почетный полярник» и «Отличник Гидрометслужбы», а также медалью правительства США «За антарктическую службу».

Его именем по инициативе полярников из США назван ледник в Антарктиде. 

Один из архивных фондов Библиотеки-музея Астафьева содержит материалы, связанные с жизнью и работой П.Г. Астахова: письма, фотографии, публикации. Фонд включает 78 единиц хранения; его формирование продолжается. 

Мы предлагаем вам прочесть две статьи о Петре Георгиевиче Астахове - интервью с выдающимся полярником журналиста Валентины Майстренко http://ovs-school7.ru/?page_id=5946  и рассказ дивногорского историка Игоря Федорова о драматических событиях, связанных с 27-й советской экспедицией в Антарктиде. https://vk.com/@story_krsk-astahov-petr-georgievich-i..


«ЛЮБОВЬ, РОЖДЕННАЯ ВОЙНОЙ...»

(размещено 09.05.2020)

   

   
    Ровно 75 лет назад, весной 1945 года, состоялось знакомство молодого солдата, комиссованного по ранению, Виктора Астафьева и военнослужащей Марии Корякиной, его будущей жены, верного друга и помощницы. 

    Как-то в одной из бесед с журналистом Юрием Ростовцевым Астафьев заметил: «Все же считаю, что судьба была ко мне щедра. И дядя Ваня, и дядя Вася убиты на войне, а я вот — остался жив… И во всех передрягах меня, пожалуй, вела и спасала книга. Я везде находил себе по вкусу книги, читал в самых неподходящих, даже немыслимых ситуациях и условиях». 

    Именно книга, точнее, посылки с книгами, которые получала старший сержант Мария Корякина из библиотеки своего родного города Чусового, организовав в части передвижку, стали поводом для их знакомства. Это произошло в местечке Станиславчик, неподалеку от станции Жмеринка на Украине - там базировался почтово-сортировочный пункт 1-го Украинского фронта, где несла службу Мария, и куда угодил комиссованный после третьего, самого тяжелого ранения, рядовой Виктор Астафьев. 

    Виделись они, конечно, и по служебным делам, но книги облегчили общение, помогли пройти первый этап знакомства. И даже, более того, - сдружили их. Они стали встречаться, ходили на танцы, гуляли, подолгу сидели на лавочке под окнами хаты, где квартировала Мария, и не могли наговориться. 

Как вспоминала Мария Семеновна в автобиографической повести «Знаки жизни», вида солдат Астафьев был не самого бравого, но на груди его о многом говорили - редкая медаль «За Отвагу» и орден «Красной звезды». А еще она была поражена проникновенностью, доверчивостью, открытостью, звучавшими в голосе Виктора, когда он пел. 


    После Победы часть, где служила девушка, ждала передислокация для продолжения работы в военной цензуре. Мария, получив краткосрочный отпуск, по приглашению подруги, которая месяц назад демобилизовалась, вернулась домой в Ленинград, и написала, что их дом уцелел, решила исполнить свою давнюю мечту - побывать в этом городе, пока ей положен бесплатный билет.



    И сошлось так, что в день её отъезда, когда она с демобилизованными подругами, братиками-солдатиками, уже садилась в попутный грузовик, в последний момент пришел Виктор - неулыбчивый и бледный и сообщил, что завтра его демобилизуют. Они могли разминуться и никогда больше не увидеться. 

    Но Провидение распорядилось иначе – через несколько дней, 26 октября 1945 года, в ЗАГСе села Станиславчик под Винницей, они вступили в законный брак, причем фамилии оставили разные, потому что Виктор в момент регистрации сказал: «У неё своя фамилия есть!». 


    Демобилизовавшись и получив документы, через Москву, молодожены отправились на родину Марии, в Пермскую область (Мо́лотовскую в то время), в город Чусовой, и стали налаживать жизнь, поначалу в доме родителей Марии, которых о своём замужестве она и известить заранее не успела. 

     История короткого знакомства и быстрой женитьбы двух солдат, двух одиноких сердец, нашедших друг друга в трудный час, вылилась в совместную жизнь длиною в 56 лет, в которой друг для друга не было у них никого ближе на земле. 

Виктор Астафьев и Мария Корякина. Больше, чем любовь

   Предлагаем вашему вниманию документальный фильм "Больше, чем любовь" - о Викторе Астафьеве и Марии Корякиной. 

   Режиссер: Сергей Садовский Авторы сценария: Юрий Ростовцев, Сергей Садовский Текст читает Сергей Садовский. 

 

Дороже дорогого

О Викторе Астафьеве рассказывает Мария Корякина.




Солистка Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского, заслуженный работник культуры Красноярского края Анна Киселёва исполняет песню "Синий платочек" в гостиной нашей библиотеки-музея.




АСТАФЬЕВСКИЙ ДЕНЬ

(материалы размещены 01.05.2020 - в день рождения Виктора Петровича Астафьева)

"АХ, ОСЕНЬ!..."

Виктор Астафьев писал стихи редко и, что называется, "в стол".
Хотя поэзию любил и в каком-то смысле ставил ее выше прозы, замечая, что прозаики - народ земной, а поэты - другое дело: они подобны детям и ангелам.
"Только поэзии да еще музыке дано растревожить в нас самих нам непонятное и никем еще непонятое и необъясненное чувство, в котором тоска по прекрасному, по лучшей своей и человеческой доле, мечты о всепрощении... <....> Недаром от музыки и поэзии плачут. Это плачут люди о себе, о лучшем в себе", - писал Астафьев.
И все же одно его стихотворение обрело известность и стало романсом.
Музыку к стихотворению Виктора Астафьева "Ах, осень..." создал композитор Владимир Пороцкий.




ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ

Сейчас, спустя много лет после кончины Астафьева, понимаем ли мы в полной мере его творчество, его талант, силу его мысли?
Представляем вам фрагмент последнего интервью Виктора Петровича.





ОН СМОТРЕЛ В ЛИЦА ЛЮДЕЙ

Все, кто знал Астафьева, отмечают его удивительную чуткость, проницательность и любовь к людям.
Как признавался сам Виктор Петрович, нигде ему так хорошо не думается и не работается, как в родной Овсянке. 
На видео - встреча Астафьева с земляками в овсянской библиотеке (1983 год).




ПРАВДА О ВОЙНЕ

Виктор Петрович с искренним вниманием относился к молодым писателям, присылавшим ему свою прозу для отзыва, и к тем, чьи работы он отметил сам.
Но случались и разногласия. Связаны они были в том числе и с обращением к военной теме в литературе. 
Астафьев считал, что люди, не заставшие, не пережившие войну, вряд ли смогут передать всю правду о ней, как бы ни старались....
На видеозаписях ниже - размышления Виктора Астафьева о войне.




НА МУРОМСКОЙ ДОРОЖКЕ 


Виктор Петрович и Мария Семеновна рядом.
Виктор Петрович поет песню "На муромской дорожке".





1 МАЯ - АСТАФЬЕВСКИЙ ДЕНЬ: ВСТРЕЧА В СТУДИИ "ОСТАНКИНО"

Сегодня, 1 мая, исполняется 96 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева.
В течение всего дня Библиотека-музей публикует видеозаписи с участием Виктора Петровича, архивные фотографии и документы, воспоминания о нем.
Следите за нашими публикациями!
Первая из них - фрагмент встречи в концертной студии Останкино, состоявшейся в конце 1970-х годов. Виктор Петрович отвечает на записку из зала с просьбой рассказать о себе.