Овсянке - 350 лет. Почему овсянцы - "гробовозы"?

Овсянке - 350 лет. Почему овсянцы - "гробовозы"?

Овсянке - 350 лет. Почему овсянцы - "гробовозы"?

15 февраля 2021

Продолжаем рассказ об истории села Овсянка. Точнее сказать, в 19-м столетии, до которого добралось наше повествование, Овсянка еще значилась деревней: села без церкви не бывает, а в Овсянке располагалась только часовня.

С 1893 года службу в Овсянке вели монахи мужского Знаменского скита, что в 20 километрах выше по Енисею. Но крестились, венчались, отпевали усопших овсянцы по-прежнему в своей часовне. 


ScannedImage-3.jpg
Знаменский скит. Фотография 1900 года. 


Но вернемся в начало столетия. Век 19-й, судя по документам, был для Овсянки и овсянцев в целом спокойным и благополучным. Деревня жила небедно, население ее росло. Судя по ревизии 1858 года, в Овсянке был 71 двор, а население составляли 337 душ мужского пола и 192 женского. Такой "разлет" объясняется тем, что в деревне было много пришлых - едва ли не больше чем старожилов. Впрочем, они быстро оседали в тех местах, обживались на земле. 


овсянка ревизские сказки(20).jpg 1.jpg

Ревизские сказки деревни Овсянка, первая треть - середина 19-го века. Документы из Государственного архива Красноярского края

Все, кто в те годы бывал в Овсянке, будь то российские или иностранные путешественники, говорили о ней как о зажиточной и в целом благоденствующей деревне - в отличие от многих и многих других сибирских поселений. Богатые урожаи зерна, хорошие прибыли от рыболовства и сбора хмеля на соседних островах (из него потом варили неплохое пиво), дойные коровы, содержащиеся почти в каждом дворе - такой видится Овсянка в записях тех лет. Отмечают приезжие и необыкновенное гостеприимство местных жителей. 

В 19-м веке у овсянцев появилось и свое прозвище - "гробовозы". Как считается, связано это с тем, что жители Овсянки хоронили усопших не вблизи деревни, а на другом берегу Енисея. Гробы на кладбище, находившееся за рекой, перевозили на лодках. Об этом прозвище впервые упоминает писатель, журналист, путешественник Всеволод Алексеевич Долгоруков в своем "Путеводителе по всей Сибири и Средне-Азиатским владениям России", работу над которым Долгоруков начал в последнее десятилетие 19-го века. 

Дивногорский историк Игорь Федоров отмечает, что это прозвище - "гробовозы" - бытовало применительно к жителям Овсянки и во второй половине XX века. 

Нам ли этого не знать! Один из автографов В.П. Астафьева адресован "родной библиотеке гробовозке". А ведь это уже 1983 год! Доказательство - перед вами. 

img_1028.jpg