Наука по понедельникам. Музыка по мотивам Астафьева

Наука по понедельникам. Музыка по мотивам Астафьева

20 11 2022

Фото: Олег Меремкулов. Источник: Министерство культуры Красноярского края

Сегодня в проекте "Наука по понедельникам" не совсем обычная публикация. Она посвящена не прозе Астафьева, а музыке, созданной по ее мотивам. 

В творчестве красноярского композитора Олега Ивановича (Ованесовича) Меремкулова (1935-2019) тема Сибири и сибиряков занимает важнейшее место. Так, в числе его произведений - симфония "Сибирь", симфоническая поэма "Посвящение В.И. Сурикову". 

А в 1985 году Олег Меремкулов создал Третью симфонию "По прочтении Виктора Астафьева" для оркестра народных инструментов. Названия частей симфонии перекликаются с темами астафьевской прозы: «Голос из детства», «Таёжные сны», «Сиреневая пастораль», «Посреди России». Каждой части произведения предпослан эпиграф из произведений В.П. Астафьева. 

Сегодня мы публикуем фрагменты из статьи Натальи Михайловны Найко, доцента, заведующей кафедрой теории музыки и композиции Сибирского института искусств, "К истории создания симфонии Олега Меремкулова "По прочтении Виктора Астафьева".  С оригиналом научной работы можно познакомиться здесь (или по этой ссылке)

Завершает нашу публикацию видеозапись с исполнением Третьей симфонии О.И. Меремкулова. 

Н.М. Найко. "К истории создания симфонии Олега Меремкулова "По прочтении Виктора Астафьева"

"Вестник музыкальной науки" №4 2019 год

✔ Олег Ованесович Меремкулов (1935– 2019) – композитор, почти 40 лет проживший в Красноярске. был первым заведующим кафедрой теории и истории музыки в Красноярском государственном институте искусств (КГИИ), первым председателем Красноярской организации Союза композиторов России (1983–1988), открывшейся, во многом, благодаря его усилиям. С сибирской землей и с музыкантами, которых он здесь встретил, связан, пожалуй, наиболее яркий и плодотворный период его творчества. 

✔ История создания «астафьевской» симфонии – это, прежде всего, история встречи двух незаурядных личностей, двух художников. Хотя, как вспоминает О.О. Меремкулов, возникновение у него замысла Симфонии № 3 «По прочтении Виктора Астафьева» для оркестра русских народных инструментов отчасти связано с внешними импульсами. Первым из них было общение с четой Тарасовых – Борисом Андреевичем, преподававшим ряд дисциплин в КГИИ, в том числе инструментовку, и его супругой Валентиной Ивановной, руководившей в то время оркестровым классом на кафедре народных инструментов <...> Тарасовы стали убеждать Олега Ованесовича в необходимости приступить к работе над серьезным сочинением для народного оркестра. Эта идея поначалу не вызывала отклика в душе композитора <...> Но случилось так, что в тот период композитор приобщается к прозе В.П. Астафьева, вернувшегося на родину в Овсянку Красноярского края в 1980 г. Знакомство с творчеством самобытного писателя началось с книги «Последний поклон».

✔ Позднее, в 1990 г., Олег Ованесович напишет: «Я читаю Виктора Астафьева – и вновь думаю о могуществе слова. Или это скрытая музыка, о которой мало кто подозревает, которая тайно существует, усиливая прямое воздействие на читателя точно найденных глаголов, эпитетов, метафор? Все те же звуки то музыку рождают, то слова. <…> Проза В. Астафьева наполнена музыкой. Вот почему, наверное, прочитав первую же его книгу, я знал, что рано или поздно попытаюсь с помощью нотных знаков перенести на бумагу то, что им же, Астафьевым спето, но только мной услышано»

✔ У этих двух художников при колоссальном различии их судеб и характеров, укладов семей, в которых они родились и росли, географических зон их жизненных маршрутов (которые вдруг пересеклись в Красноярске!) оказалось общим нечто столь важное, определяющее содержание души и понимание жизненных ценностей, что и нашло свое претворение в Третьей симфонии О.О. Меремкулова

✔ Сходными моментами биографий двух сибирских творцов являются и многократные переезды с общим конечным пунктом: Овсянка – Игарка – Красноярск – Новосибирск – фронтовые дороги – Чусовой – Пермь – Вологда – Красноярск у В.П. Астафьева; Симферополь – Кемеровская область – Ленинск Андижанской области – Фергана – Новосибирск – Горький – Новороссийск – Астрахань – Сыктывкар – Красноярск у О.О. Меремкулова. Каждый из них не раз столкнулся с ситуациями «на грани жизни и смерти», что при впечатлительности и ранимости обоих художников обострило ощущение не только хрупкости человеческой жизни, но и собственной эмоциональной и духовной глубины. У обоих авторов осознание призвания произошло в зрелом возрасте, и каждый пришел к творческой специальности, имея опыт деятельности в другой сфере. И еще одна важнейшая особенность сближает их – натура каждого пронизана взаимопритяжением слова и музыки.

✔ Как видим, для рождения композиторского замысла оказались значимыми и внешние факторы, и внутренняя сонастроенность, обусловленная не только содержанием автобиографических рассказов, искренностью и теплотой тона, но и особой музыкальностью прозы Астафьева, которая находит свое отражение как в письмах, критических заметках, публицистических статьях, в газетных интервью, так и в художественных произведениях

✔ Внимательному читателю астафьевской прозы заметно различие средств, при помощи которых автор характеризует явления, противоположные друг другу как в земной жизни, так и в мире нравственных представлений. Разноликому воплощению жизненной энергии противостоит безликая смертная сила. Если гармония жизни выражается в чистых, прекрасных звуковых образах – песня, трели птиц, пастушьи наигрыши, журчание ручья, то зло всегда имеет антимузыкальные характеристики – это шум, рев, грохот, визг, крик, стрельба, звериный рык. Такое единство образа, смысла и звуковой формы близко феномену образно-интонационных сфер в крупных музыкальных произведениях – симфониях и операх.

✔ Писателя отличает особая чуткость к «микропоэтике» – слову, ритму, звуку, интонации, мелодии. В его произведениях обращает на себя внимание целый ряд образов, основывающихся на звуковых и, более того музыкальных, характеристиках и неоднократно повторяющихся. Функционируя как в рамках отдельного рассказа или повести, так и в нескольких произведениях, устойчивые словосочетания приближаются по своему значению к мотивам или лейтмотивам.

✔ Думается, что эти особенности творческого процесса В.П. Астафьева наряду с некоторыми чертами его художественных произведений вызывают особое отношение у читателя-музыканта и позволяют осмысливать творчество писателя также с позиции музыкальной науки. 

✔ С погружением в художественный мир творений Астафьева мысль о симфонии для русского народного оркестра казалась композитору все более естественной. Интонационная форма симфонии прояснялась с первой части, параллельно с сочинением музыки возникали заголовки частей и подбирались эпиграфы

✔ Премьера симфонии «По прочтении Виктора Астафьева» состоялась 24 ноября 1985 г. в Малом зале Красноярской филармонии на авторском вечере Олега Меремкулова, посвященном 50-летию со дня его рождения. Оркестром русских народных инструментов КГИИ дирижировала В. Тарасова. В зале присутствовал В.П. Астафьев. 

Симфония О. Меремкулова "По прочтении Виктора Астафьева" звучит в исполнении Красноярского филармонического русского оркестра им. А.Ю. Бардина. Запись сделана в 2018 году Концерта в рамках IV Сибирского фестиваля современной музыки


Возврат к списку