Наука по понедельникам. Живой мир тайги

Наука по понедельникам. Живой мир тайги

05 03 2023

Сегодня в проекте "Наука по понедельникам" мы представляем фрагменты проектно-исследовательской работы Алины Подковой и Марии Бугровой «Живой мир» сибирской тайги в произведениях В. П. Астафьева»

Алина и Мария - ученицы 8 класса Октябрьской средней школы №9 Богучанского района. Их научной работой руководила Анна Александровна Килина, учитель русского языка и литературы.

Утверждения о том, что у Астафьева природа жива, очеловечена, одухотворена, наделена характером, имеет собственные представления о добре и зле, сказаны и пересказаны не раз и не два.

Но юные авторы работы действуют по-своему: они детально исследуют многочисленные "миры" - зверей, птиц, растений, живой воды - из которых и складывается единый мир сибирской тайги.

Давайте познакомимся с работой Алины Подковой и Марии Бугровой. 

***

<…>

Виктор Петрович Астафьев в своих воспоминаниях «Помнить хорошее» пишет:

«Что же самое хорошее было в моей жизни? Лес, тайга, бесчисленные хождения по ней… О, тайга, о вечный русский лес и все времена года, на земле русской происходящие, что может быть и есть прекрасней вас?»

Мы решили проанализировать произведения писателя, найти примеры «живого мира» тайги, выявить тропы, посредством которых он создает яркий образ сибирской природы.

Мир животных в произведениях В.П.Астафьева

Животные в произведениях Астафьева играют очень важную роль. Писатель показывает невероятно удивительный, наполненный самой разнообразной жизнью животный мир тайги.

«У тайги свои законы. В тайге живут вольные птицы, вольные звери. Они сами себе добывают корм, сами себя пасут и охраняют» - утверждал писатель в рассказе «Яшка-лось» из книги «Затеси».
Попробуем показать своеобразие изображения животных В. П. Астафьевым на примерах его произведений.

Куница

Куница является ключевым образом рассказа В. П. Астафьева «Белогрудка».

Кунице Белогрудке, маленькому зверьку, присущи все человеческие чувства: чувство материнства («родила котят», «мать грела их своим телом», «трепетала, прильнув к котятам»), чувство отчаяния: «…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…», «…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…», «…часами сидела на черёмухе…», «…слушала – не запищат ли котятки…»

Когда деревенские мальчишки украли её детёнышей, она страдает как настоящая мать, ищет их, рискуя жизнью. Автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью «…Белогрудка осиротела…»

<…>

Лось (сохатый)

В повествовании в рассказах «Царь-рыба» В. П. Астафьева в главе «Поминки» встречается образ лося, которого сибиряки называют сохатым. «Сохатые в тайге всего больше надеются на слух, нюх да на резвые ноги». Автор отмечает, что этот зверь очень чистоплотный, беззащитный, привыкший доверять людям,

«…огромный, нескладный, проникшийся было доверием к человеку за десятки охранных лет и вновь человеком преданный».

Астафьев противопоставляет умного, благородного и доверчивого животного человеку-«зверю», в котором «утратилось чувство благородства, дух дружбы и справедливости к природе, ожирело все в нем от уверенности в умственном превосходстве над нею»

В произведении «Яшка-лось» показан воспитанный лосихой жеребёнок, который вырос в лесу и стал обладать качествами настоящего таёжного лося, своенравного и свободолюбивого («…побаивались жеребца, потому как дикий его характер обнаруживал себя», «в колхозном табуне он сделался вожаком, и к нему относились с почтением»). Характер, поступки и мысли Яшки-лося приближают его к миру людей. Мир Яшки – это мир, наделённый человеческими чертами, душой, взмывающей жаворонком в небо.

Медведь

Образ медведя наблюдается в повествовании в рассказах «Царь-рыба» В. П. Астафьева в главе «Поминки». Медведь – хозяин тайги, и как хозяин, он не терпит вмешательства алчного человека в свои владения («…не угасали у зверя глаза. Ярость, вековечная к человеку ненависть горели в них»). В произведении мы видим образ матёрого, мощного, уверенного в победе зверя. В то же время писатель изображает медведя понимающим, разумным существом, способным на человеческие размышления и поступки. Зверь смотрит на Акима, и человек видит «глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума». «У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету».

<… >

В рассказах, где изображены животные, автор придумывает интересные захватывающие сюжеты, которые переносят нас в «живой» мир тайги. В произведениях Астафьева образы животных символичны, они выступают в роли зеркала души человека, отражают человеческие поступки. Через отношение к животным автор показывает нравственные качества человека. Своеобразие изображения животных В. П. Астафьевым видится нам в очеловечивании животных, т. е. животные наделены человеческими качествами и чувствами, а не просто рефлексами. Этот мир животных, словно показывает нам, людям, как нужно жить.

Мир птиц

Глухарь (капалуха)

В. П. Астафьев в своем рассказе «Васюткино озеро» показывает большую таёжную птицу глухаря. Эта чёрная «с голубым отливом» птица осторожна и достаточно умна, но в данном произведении писатель представляет её любопытной («…с любопытством смотрит вниз», «Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину»).

В произведении В. П. Астафьева «Капалуха» изображена самка глухаря, обладающая всеми качествами, присущими заботливой женщине-матери.

«Капалуха сохраняла для птенцов тепло.»
«От бесстрашия и испуга билось птичье сердце…»
«Чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам. Это как наша мама. Она нам всё отдаёт…»
«Глаза её затягивались дрёмной плёнкой. Она была настороже, напружинела. Сердце капалухи билось толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца…»
Гуси

Рассказ Астафьева «Гуси в полынье» жизнеутверждающий, потому что в нём показаны самоотверженность и заботливость птиц-гусей, с одной стороны, с другой стороны – героизм, доброта и сострадание детей. В образе гусыни воплощаются материнские качества: забота, ответственность, отвага, решительность («…вскрикивала коротко и властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне! Не вешать голов!», «…тревожно вскрикивала», «Иногда она подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лёд и вывести весь табун»).

<…>

Стриж

В произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» изображена жизнь стрижей, храбрых, дружных, сплочённых («какой дружный народ стрижи!», «Дружно налетали стрижи, все как один», «…сидели молча, прижавшись один к одному»). Эти птицы способны на взаимопомощь. Когда стрижонок Скрип и его братья и сёстры остались без матери, все стрижи, включая вожака Белое брюшко, всеми силами помогали осиротевшим стрижатам («наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара», «залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды», «…на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко»). Автор отмечает, что «скучно без стрижей на реке.», «стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они тоже в одну ночь и приносят с собою лето».

<…>

<…>

Таёжные птицы в произведениях Астафьева представлены во всём своём многообразии. Писатель хорошо знает разновидности птиц и умело употребляет эти названия. Кроме перечисленных, нам также встретились другие птицы: дятел, филин, сова, синица, сокол, сойка, гагары, коршун-скрипун, ворона, трясогузка, чайка, редкая птица скопа, кулик, зимородок, щегол, птичка овсянка, зяблик, снегирь, жаворонок, соловей, ястреб. Птиц Астафьев так же, как и животных наделяет человеческими качествами и чувствами. У птиц-самок очень развито чувство материнства. У отдельных групп птиц, например, у стрижей, преобладает чувство общности, сплочённости и дружбы. Автор выделяет уникальные голоса птиц, к которым придумывает различные ассоциации, например, громкоголосая кедровка, как базарная торговка, пение зарянки - настоящее искусство.

Мир рыб

Особое внимание в своих произведениях Астафьев уделяет миру рыб. Сказать, что он очень любил рыбачить, это значит, ничего не сказать. «Рыбачить я начал рано, на пятом году. Какое было счастье, когда брали меня мужики налимничать. Дядя Ваня унюхал, то что налимы при мне попадаются лучше…» - вспоминает писатель в документальном фильме «С Астафьевым за Царь-рыбой». В. П. Астафьев - настоящий рыбак, который полностью погружался в процесс рыбалки, был увлечён этим занятием, на лоне природы окунался в свои глубокие философские раздумья.

Осётр

Пожалуй, самое значительное произведение В. П. Астафьева – повествование в рассказах «Царь-рыба», где отчетливо показан образ такой енисейской рыбы, как осетр. Осётр для писателя – это царь всех рыб. Для него царь-рыба – символ полного величия и разума природы, которая намного сильнее человека.

«По всем повадкам рыбы во тьму глубин угадывался на самолове осётр, большой, но уже умаянный.»
«Грузное тело рыбины вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, чёрного тряпья.»
«…чёрный, лаково отблескивающий сутунок; крутые бока, решительно означенные остриями плащей, будто от жабер до хвоста рыбина опоясана цепью бензопилы…»
«Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах её тела…»
«Летошний осётр ещё и осетром не называется, всего лишь костерькой. Похож он на диковинно растопыренную шишку иль на веретенце…»
«…эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе.»
«Ну что она может вспоминать, эта холодная водяная тварь?»
«Буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу…»

Белоглазка

В притче В. Астафьева «Ельчик-Бельчик» изображён образ рыбы белоглазки. Писатель показывает внешнюю и внутреннюю красоту рыбы, поэтому у читателя возникает сравнение белоглазки с девушкой: «…прекрасная, скромная, серебром чешуек украшенная, по серебру пояском подпоясанная, Белоглазка», «она ему ответила снисходительным кивком изящного хвоста, чуть повела крылышками цвета промытого камешка». Автор называет её «красавицей»-«недотрогой», «умной, ласковой», «зоркой, чуткой», считает её способной любить и утешать близкого, заботиться о потомстве.

Ельчик

Ещё один яркий образ появляется в притче В. Астафьева «Ельчик-Бельчик». Это любопытный и весёлый Ельчик-бельчик. Писатель рассказывает нам занимательную историю жизни ельца от рождения до супружества. «За большую голову, за неуклюжее туловище, за лохматые плавники его презрительно называли пищуженцем». Автор же снисходительно называет Ельчика «маленькой беззащитной рыбкой». Но при этом Астафьев показывает силу характера и решительность главного героя в моменты опасности, его способность измениться в лучшую сторону. Ельчик размышляет над своей жизнью и испытывает различные чувства, такие как любовь, страх, сомнение, счастье, тоска, ответственность за семью, которую он создал с Белоглазкой («…жались друг к дружке, чешуйками чувствовали друг друга и ощущали себя роднее всех родных существ в земном пределе добрый и веселый Ельчик-бельчик, умная и ласковая Белоглазка»). Автор уверен, что даже такие маленькие рыбки, как ельчики, способны верить в Бога («…они молились рыбьими словами своему рыбьему богу и просили его о том, чтоб он сохранил их души и тело, продлил их жизни…»)

<…>

В произведениях В.П. Астафьева представлен удивительный мир рыб. Писатель придумывает рыбам оценочные образы и названия: царь-осётр, генерал-таймень, щука-подкоряжница, налим-поселенец, бычок-подкаменщик, ласково называет ельчика, белоглазку, сорожку, гальянишку. Также в произведениях встречаются другие виды рыб, такие как стерлядь, сорога, лещ, сорожняк, чир, сиг, язь, хариуз, тугунок, ёрш, судак, ленки, пескарь, гальян, голавлик, белая рыба.

В уникальной, на наш взгляд, притче «Ельчик-Бельчик» изображён целый подводный рыбий мир со своими законами и даже рыбьим Богом. Рыбы ведут себя совсем так же, как и люди: влюбляются, создают семьи, заботятся о потомстве, размышляют, разговаривают, боятся, сомневаются, радуются, тоскуют, не слушаются старших, верят в высшие силы. Писатель идеализирует ельчика и белоглазку, наделяет рыб качествами настоящей женщины и настоящего мужчины.

Но самая главная рыба для писателя – это осётр, царь всех рыб. Для Астафьева царь-рыба – символ абсолютного превосходства и мудрости природы, которая в разы могущественней человека. Облик величественного существа даёт понять читателю, что он лишь малая часть вечной силы природы. «Природа-мать, смилуйся над ними» - просит Астафьев о снисхождении ко всем рыбам в притче «Ельчик-Бельчик».

<….>

Мир «живой» воды

Ю.Г. Бобкова полагает, что «вода в своем разрушительном проявлении ассоциативно связана у В.П. Астафьева с двумя наиболее сильными потрясениями - потерей матери и военными событиями». Мотив гибели в воде возникает в целом ряде произведений писателя, таких как, например, «Последний поклон», «Стародуб», «Царь-рыба». С другой стороны, в созидательном проявлении вода является «кормилицей-поилицей» (из рассказа «Монах в новых штанах»), становится местом, «дающим не только приют, но и смысл существования, и любовь, из которой затем прорастает тоска по земле, по такому вот, пусть дикому, но родному ее уголку» («Царь-рыба»)

Конечно же, самой знаковой рекой в жизни и творчестве Астафьева является Енисей. Он становится даже нравственным стержнем его художественного мира. Ещё с древности такие реки обожествлялись. «Енисей-батюшко» у Астафьева «наделен правом казнить и миловать». Енисей забрал «казнил» мать Астафьева и в то же время «миловал» героев Акима и его братьев и сестёр, помогал им выжить («…и от живой, целительной воды начинало трепыхаться в них сердчишко» («Царь-рыба»)

Почти в каждом произведении автор показывает красоту реки, её таинственность и неизвестность, даже мистичность.

«Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки»,
«Дышит река, берега не успевают обсыхать, а дрянь эту, сопли эти слизкие тащит и тащит…»,
«синенькая жилка, трепещущая на виске земли»,
«верхний слой реки, согретой слабым солнцем осени, остудило, сняло, как блин, и бельмастый зрак глубин со дна реки проник наверх»,
«…прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду»,
«Енисей напорист - у него не забалуешься»…
Енисей олицетворяет мужское начало, а в Мане-реке Астафьев видит все черты русской женщины, матери, жены, подруги: «кормилица-поилица», «разумно поступила дикая река», «В Мане и Манской речке вода быстрая – опрокинет кверху брюхом и унесет», «Мана побыстрее Енисея и посветлее», «Впервые видел я слияние двух больших рек - Маны и Енисея. < ...> Енисей поплескивает, подталкивает Ману в бок, заигрывает и незаметно прижимает ее в угол Манского быка, так наши деревенские парни прижимают девок к забору, когда балуются» («Последний поклон»).

В произведениях В. П. Астафьева представлены даже самые маленькие таёжные речушки, с совсем неизвестными названиями: речка Валавуриха, Фокинская речка, река Манская, река Нижняя Тунгуска и её приток Ерачимо, речка Гремячая, речка Собакинская, речка Уремка, речки Каракуш, Нагалка, Бежать, Миля, Кандынка, Тыхты, Негнет, Боганида, Фетисовая речка, река Серебрянка, речка Сисим.

Мы заметили, что у Астафьева ни одна из рек не существует изолированно, все занимают свое особое место в «живом» таёжном мире. Реки, как и все образы природы в представлении Виктора Астафьева одушевлённые «…она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах», «…бежит, шумит, царствует диво-дивная горная река, имя которой, точно капля меда, прилипает к языку, на всю жизнь оставляя в душе чистую сладость».

***

Таким образом, многогранный образ сибирской тайги в произведениях Астафьева создаётся на основе мира животных, птиц, рыб, растений и грибов, рек и представляет собой целый независимый «живой» мир, в котором всё взаимосвязано и едино, где всё подчиняется своим законам. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». По мысли писателя, в тайге заключена душа природы. Тайга лечит и оберегает, в то же время оставаясь величественной, торжественной, невозмутимой. «И всё-таки лес жил и силился затянуть травой, заклеить пластырем мхов, припорошить прелью рыжих гнилушек, засыпать моросью ягод, прикрыть шляпками грибов ушибы и раны» («Падение листа», книга «Затеси»).

Наука по понедельникам. Живой мир тайги, изображение №2



«И ожила природа красотою…» - эти строчки из завещания В.П. Астафьева мы заметили и поняли, что они таят в себе глубокий смысл. Автор пишет, что перед тем, как стать землёю, последний вздох он пошлёт в природу и последней каплей крови поделится с родиной. «И если осенью увидите на дереве листок вы самый яркий, так, значит, капелька моя в листе том растворилась, и ожила природа красотою, которой отдал я всего себя…»

Мы считаем, что в произведениях Астафьева образ сибирской тайги имеет уникальное своеобразное воплощение. Его знания всего растущего и живущего в таёжных лесах так велики, и речь его настолько индивидуальна, что во всех созданных им образах природы зарождается живой дух, который наделён духовностью и нравственностью, а не просто способностью жить. С помощью описания автор даёт оценочные характеристики каждому представителю царства зверей, прекрасных рыб и птиц, деревьев, цветов и трав. Мир тайги в произведениях Астафьева предстает перед нами как живой образ. Подобно людям, у всех обитателей этого мира есть чувства, свой характер, своя душа.

Не случайно почти в каждом произведении писателя мы встречаем слова «живой, жизнь, жить, ожить, животворный». «Живая жила Фокинской реки» («Зорькина песня»), «Дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и голосами всех живых деревьев она шептала», «Лист ещё жил, слабо дыша воедино сплетёнными жилками» («Падение листа», книга «Затеси»), «Каждая травинка, цветок, каждый ручеёк, окружающие сибиряков, живые, они способны чувствовать и жить особой таинственной жизнью, и эта тайна может открыться внимательному глазу, чуткому сердцу», «Животворный дух тайги», «Живой мир» («Яшка-лось»), «…обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле» («Ельчик-Бельчик»), «И всё-таки лес жил…» («Падение листа», книга «Затеси»).

Изобразительно-выразительные средства








Примеры из произведений








Произведения В.П. Астафьева





Олицетворения








«Тихо умирали над рекой туманы», «ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках», «рокотал ручей, летом утихомирился», «…она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах», «обомлевшие и притихшие от песен, сосенки, ели, рябины, березы и боярки», «…прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду», «в распадке уютно дремал туман», «птицы славили утро, солнце», «зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала», «Растягивал Енисей светлую ниточку незатейливой деревенской речки на многие тысячи верст…»








«Зорькина песня»












«Под сугробом тоже спало маленькое деревце, и ему тоже снилась весна…»








«Деревья растут для всех»












« Белогрудка решила, не почувствовала, вся трепетала, следила, металась…», «Еловая и пихтовая крепь надежно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих…»








«Белогрудка»












«Буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу…», «Дышит река, берега не успевают обсыхать, а дрянь эту, сопли эти слизкие тащит и тащит…»








«Царь-рыба»












«Зверь с мучительной облегчённостью рухнул на костлявые колени, как бы молясь земле иль заклиная её…»








«Царь-рыба», глава «Поминки»












«Ельчик-бельчик, заслышав шум и громкую речь речного начальника, решил полюбопытствовать…»








«Ельчик-Бельчик»












«Тяжело вламывается бык в твердь Енисея»








«Где-то гремит война»












«в путанице мережи и в тине реденько шевелились, пошёптывали чего-то квашеными ртами караси», «чмокнув мясистыми губами, плеснув неповоротливым боком, выдохнув пузырьками воздух, плавится карась»








«Карасиная погибель»












«Не будь дерево такое большое, оно давно б уже умерло, а это еще жило, трудно, с маетою, но жило, добывая опаханными корнями пропитание из земли и при этом еще давало приют муравьям, мышкам, птицам, жукам, метлякам и всякой другой живности. Жалуется оно мне, дерево тоже умеет стонать и плакать нутряным, безутешным голосом…», «разумно поступила дикая река», «Сыто заурчав под быком, Енисей бежит к морю-океану, бунтующий, неукротимый, все на пути сметающий»








«Монах в новых штанах»












«Дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи», «На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветочек», «Туманы плывут, украдчиво ползут, дремлют», «Берега и Енисей засыпают, хмель пеленает крышу».








«Затеси»












«Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, сердиться»; «туман пал; ложился, растворялся»








«Васюткино озеро»





Метафоры








«Серая смесь леса», «клубок дороги всё разматывался по лесу»








«Бурундук на кресте»












«таинственный запах дремучей тайги»








повесть «Стародуб»












«Белогрудая куница пулей вонзалась в лесную глухомань»








«Белогрудка»












«…потайную дрему тайги», «живой жилой деревня наша была соединена с огромной землёй», «красные огоньки земляники»








«Зорькина песня»












«холодная водяная тварь», «…эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью»,








«Царь-рыба»












«Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них», «жёлтая полоска лиственника среди неподвижного зелёного моря»








«Васюткино озеро»












«снисходительным кивком изящного хвоста»








«Ельчик-Бельчик»












«Сочной рыбьей икрой краснели рыжики», «Шипица – дерево ханское, платье на нем шаманское, цветы ангельски, когти дьявольски», «Поганки с тонкими шеями»








«Деревья растут для всех»












«глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума»








«Царь-рыба», глава «Поминки»





Эпитеты








«мерзлые ветви»








«Бурундук на кресте»












«дрёмной плёнкой», «добрая тайга», «Редколапые ели, пихты, лиственницы», «Бледнолистый доцветающий черничник»








«Капалуха»












«с одного бока опалённая ягода», «песня сыпкая, нехитрая, но такая свежая»








«Зорькина песня»












Жую кислый хлеб с вялой, но живой коркой и чувствую, как жизнь, было отдалившаяся от меня, снова ко мне возвращается








«Где-то гремит война»












«Зверь мохнат, вздыблен, отважен, свиреп», «…огромный, нескладный, проникшийся было доверием к человеку за десятки охранных лет и вновь человеком преданный»








«Царь-рыба», глава «Поминки»












«добрый и веселый Ельчик-бельчик», «умная и ласковая Белоглазка», «маленькая и беззащитная рыбка», «…прекрасная, скромная, серебром чешуек украшенная, по серебру пояском подпоясанная, Белоглазка»








«Ельчик-Бельчик»












«Ошалевая, усталая стайка гусей»








«Гуси в полынье»












«терпеливыми охотниками и умными бродягами, уверенными в своей безопасности и зверином величии»








«Улыбка волчицы»












«…осётр, большой, но уже умаянный», «…чёрный, лаково отблескивающий сутунок», «брюхатые тучи», «мозглый воздух», «рваное течение»,








«Царь-рыба»












«тайга молчаливая, равнодушная»; «Густая, мелкая пыль»; «молчаливая и равнодушная тайга»; «тёмное море тайги»








«Васюткино озеро»












«Подосиновик удаленький»








«Деревья растут для всех»












«густоголосый утренний гомон птиц»








«Белогрудка»





Сравнения








«лесная колдунья» - река Серебрянка








повесть «Стародуб»












«Чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам. Это как наша мама.»








«Капалуха»












«Летошний осётр ещё и осетром не называется, всего лишь костерькой. Похож он на диковинно растопыренную шишку иль на веретенце…», «разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья», «жабры осетра уже не крякали, лишь поскрипывали, будто крошка короед подтачивал древесную плоть…»








«Царь-рыба»












«По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок»








«Васюткино озеро»












«Загорались ягоды, с косточкой, крепкой, что камушек», «…прыгала по коноплине, точно по огромному дереву»








«Деревья растут для всех»












«Котята маленькие, как бобовые стручки»








«Белогрудка»









«лиса ловкая, как щучка»





«Белое и чёрное»





Мы выбрали только небольшую часть изобразительно-выразительных средств из произведений В.П. Астафьева, которые были проанализированы. Эта работа прекрасно дает понять, что автор, используя художественные средства выразительности, создает живые, одухотворенные образы, близкие нам, читателям. Не случайно больше всего было найдено олицетворений, которые придают природному образу символическое звучание. Природа воспринимается писателем одушевленной, способной сочувствовать и сопереживать человеку. Метафоры, эпитеты, сравнения также помогают создать яркие, запоминающиеся образы природы, раскрывают удивительную красоту сибирского таежного края.

В результате мы исследования выяснили, что образ сибирской тайги в произведениях Астафьева имеет уникальное своеобразное воплощение. то своеобразие видим в многогранном образе, который создаётся на основе мира животных, птиц, рыб, растений и грибов, рек и представляет собой целый независимый «живой» мир, в котором всё взаимосвязано и едино, где всё подчиняется своим законам. По мысли писателя, в тайге заключена душа природы. Его знания всего растущего и живущего в таёжных лесах так велики, и речь его настолько индивидуальна, что во всех созданных им образах природы зарождается живой дух, который наделён духовностью и нравственностью, а не просто способностью жить. С помощью описания автор даёт оценочные характеристики каждому представителю царства зверей, прекрасных рыб и птиц, деревьев, цветов и трав. Мир тайги в произведениях Астафьева предстает перед нами как живой образ. Подобно людям, у всех обитателей этого мира есть чувства, свой характер, своя душа. Не случайно почти в каждом произведении писателя мы встречаем слова «живой, жизнь, жить, ожить, животворный»





Возврат к списку