Астафьев о любимом жанре

Астафьев о любимом жанре

01 07 2024

На фото из фондов Библиотеки-музея В.П. Астафьева: Виктор Петрович и Мария Семеновна в Перми. 1967 год

60 лет назад, летом 1964 года, газета "Литературная Россия" опубликовала анкету, посвященную жанру рассказа, и пригласила ответить на ее вопросы писателей, литературных критиков и читателей. 

Вот какие вопросы были в нее включены:  

1. Какой тип рассказа Вы считаете ведущим сегодня и наиболее перспективным?

2. Чем, какими жанровыми особенностями в настоящее время отличается рассказ от очерка, с одной стороны, от повести или романа – с другой?

3. Ваше мнение о роли характера в рассказе?

4. Что Вы находите для себя, для своего творчества в сокровищнице классической новеллистики?

5. Какие рассказы последнего времени кажутся Вам наиболее интересными? Какие достоинства в понравившихся Вам рассказах особенно значительны для развития современного советского рассказа? Какие недостатки Вы считаете типичными, мешающими этому развитию?

***

В небольшой статье, предваряющей анкету, в числе молодых авторов, "активно работающих в жанре рассказа", назван и Виктор Астафьев. Эти писатели, отмечает издание, "подчас становятся в ряд с мастерами, завоёвывают большую популярность своей творческой работой". 

В номере "Литературной России" от 3 июля 1964 года на вопросы анкеты ответил Виктор Астафьев. Этот номер в электронном архиве газеты, судя по всему, не сохранился. Однако ответы на анкету Астафьев впоследствии развил до очерка "Рассказ - любимый жанр" (1967 год). Другое его название - "О любимом жанре". Именно под ним очерк вошел в Полное собрание сочинений 1997-98 годов (том 12). 

Разумеется, мы советуем прочитать астафьевские заметки о любимом жанре целиком. А пока публикуем фрагменты весьма объемного очерка. 

*** 

Речь пойдет о рассказе. О любимом жанре. И любимом не только мною. Надо бы подробно поговорить о стиле, языке и эволюции рассказа, о том, что способствовало его развитию и что сдерживало. Но, во-первых, я не силен в теории, а во-вторых, так много наболело, что прежде всего и говорить приходится о наболевшем.

Далеко не все рассказы, появляющиеся в периодике, я читал и читаю, но даже то, что прочитано и запомнилось, представляет собой отрадную картину по сравнению с тем, что было у нас в рассказе лет пятнадцать назад.

Одно лишь перечисление хороших и разных рассказов заняло бы, пожалуй, половину статьи. А ведь есть простая истина, что на голом месте ничего не вырастает. Разумеется, начало всех начал в литературе прошлого. Там у нас такие достижения в новеллистике, такие классные произведения малой формы, что учиться и учиться нам, черпать и черпать.

***

Перекинемся мысленно к концу сороковых — началу пятидесятых годов. На убыль пошел сделавший огромную работу рассказ, прямо нацеленный, боевой, экипированный незамысловато и просто, как солдат, без лишней «лирики», без обременительных красот, без тонкого анализа «сфер жизни». Рассказ подвига и горя, рассказ борьбы и стойкости характера, он часто писался с натуры, по горячим следам и шел в основном от устного, непосредственно услышанного или записанного рассказа. Склонность нашего народа к устному повествованию оказала и оказывает на русскую новеллистику наиглавнейшее влияние. И любовь читателей к этому жанру проистекает отсюда же — читатель и писатель как бы помогают рождению и совершенствованию друг друга.

Итак, рассказ военных лет сделал свою работу, начал отступать в сторону. Мудро и хитровато прищурясь, он как бы спрашивал: «Ну, ну, что вместо меня, грубошерстного, не очень складного, порой жестокого, последует?». Увы, на смену ему хлынул поток сладкой стряпни, облепленной медом, кремом, облитой сиропом, преимущественно розовым. А так как из крема, меда и сиропа пирога все-таки не состряпаешь, то начинка оставалась все та же. Но как его, милого трудягу-окопника, устряпали! Сколько на него пишущих мух насело! И сразу теории появились: это закономерно, так и должно быть, сухари солдатские надоели. Подай сладкого! Победители заслужили! 

***

Однако жива была и делала свою работу наша великая дореволюционная литература, литература тридцатых годов, военных лет. Она перемолола и перемелет еще не одно литературное поветрие, поднимала и поднимет не одно поколение писателей на своих крепких плечах, непоколебимых плечах, добавил бы я! Ей, именно ей, могучей нашей отечественной литературе, обязаны появлением такие превосходные писатели-новеллисты, как Юрий Нагибин, Сергей Антонов, Владимир Тендряков, Борис Бедный, а чуть позднее — Сергей Никитин и Юрий Казаков.

Много писалось, иной раз с иронией, что вот-де Антонов под Чехова работает, Казаков — под Бунина, а Нагибин — под Платонова.

<...>

Но вот что интересно: обвиняя этих писателей в подражании, а порой и прямо в эпигонстве, наша критика до сих пор не составила себе труда объяснить: а какое же влияние оказали они на современную новеллистику, как сумели пробудить, а потом и повести за собой (именно повести!) сначала жиденький, а затем все более крепчайший строй современных рассказчиков? 

Перво-наперво произошло это потому, что они начали писать хорошие рассказы. Разве забудешь номера «Нового мира», в котором появились такие рассказы, как «Дожди» Антонова, «Трубка» Нагибина, «Новый сотрудник» Бориса Бедного? Рассказы, которые и до сих пор составляют честь нашей новеллистике! Кроме того, в своих произведениях перечисленные авторы выступали так, будто им плевать, что рядом, в особенности в тонких журналах, сюсюкал дамский розовенький рассказец, они дали всем понять, что есть прекрасная русская новеллистика, где человек, его характер, его дела и страсти, его поиск смысла жизни и, наконец, русская природа — сущность всего. 

А если к этому добавить, что в рассказах этих писателей действовал и жил наш современный человек с близкими нам мечтами, страданиями и радостями, то станет понятен такой огромный, разом завоеванный ими интерес к своей работе.

«Им было хорошо! — слышал я не раз от нынешних рассказчиков. — Шаром покати было в рассказе. Сейчас бы попробовали!»

Что верно, то верно. Сейчас потруднее входить в литературу с рассказами. Сейчас тут такое соревнование! Но... Но опять же оно стало возможным благодаря работе и стараниям этих писателей. Они ведь не только писали рассказы. Они еще и отстаивали их, завоевывали им "печатную площадь" и внимание критики.

***

Современный писатель обязан проникнуть в глубь явления, зайти на него со всех сторон и семь раз отмерить, а потом уж отрезать. Всегда ли так у нас получается? Нет, не всегда, и далеко не всегда. Достаточно напомнить поток романов, повестей и рассказов о подъеме целины, где молодые герои только то и делают, что тушат горящие хлеба да замерзают в безлюдной степи. А их, между прочим, туда посылали не тушить и замерзать, а работать, поднимать целину, растить и убирать хлеб.

***

Не утверждаю и не берусь утверждать, что упрощенчество осталось на прежнем уровне. Нет, оно стало гибче, что ли, его иногда не сразу и обнаружишь — так оно покрыто изящной словесностью, недурно написанным пейзажем и даже грустноватым настроением, которое особенно успешно прикрывает фальшь содержания и уносит на волне своей от существа дела.

***

Мыслящий художник всегда шел от частного к социальному. Ремесленник же, зажмурившись, бежит от социального к частному! Плюхается на мелководье ремесленник — вода там теплее и неопасно, а нырни вглубь — еще водяной утащит!

***

В заключение мне хочется оговориться: я не претендую на исчерпывающий разговор о любимом жанре. И не
моя вина, что пришлось мне толковать о «больных» вопросах. Потребность в этом острейшая. 

Возврат к списку

blue film dikhao pornstarsporn.net indian hairy pussy tv series in philippines pinoytvpage.com ang probinsyano december 27 2021 full episode desi bin .com soloporntrends.com open hindi sex video nayanthara xvideo bustyporntube.info www.bp videos realitykings.com bustyporntube.net xxvideos tamil
sat marks bravosex.mobi karala bf jessica soho time teleseryeme.com ghost doctor episode 14 nazriya hot images cumshotporntrends.com pk sexy video khatarimaza goodtastemovs.com bdmms.com فيديوهات سكسك tinatube.net فديوهات سحاق
free download sexy indian videos pornod.info hind six vido سكس جميلات العرب x-arab.com نيك بورنو سكس بنات عارية arabpornheaven.com افلام اجنبى جنسية shruti hassan sexy hot pics publicporntrends.com r suhasini sexy pron videos umkatube.mobi b grade movie sex