НЕИСТОВЫЙ АВВАКУМ:к 400-летию со дня рождения

НЕИСТОВЫЙ АВВАКУМ:к 400-летию со дня рождения

 
НЕИСТОВЫЙ АВВАКУМ:к 400-летию со дня рождения

04 декабря 2020

5 декабря 2020 года исполняется 400 лет со дня рождения мученика и бунтаря протопопа Аввакума. Его имя связано с нашим краем, с городом Енисейском.

Кем был знаменитый протопоп Аввакум – самая неоднозначная и удивительная фигура своего времени? Как к нему относятся в современной Церкви? За что его казнили? Почему произошел церковный раскол и существуют ли сейчас старообрядцы. На все эти вопросы можно найти ответы в книгах, о которых расскажет сегодня Тамара Федоровна Ивахина, библиограф Астафьевской библиотеки. 

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, 
и другие его сочинения» 

Книга была написана, когда Аввакум сидел в Пустозерске в земляной тюрьме на хлебе и воде 14 лет. Вместе с ним отбывали наказание другие видные деятели Раскола — Лазарь, Епифаний и Никифор. В Пустозерске мятежный протопоп написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Эта книга стала не только ярчайшим документом эпохи, но и одним из самых значительных произведений допетровской словесности. Протопоп подробно описывает путь в ссылку его и его семьи, страданиях, физических и моральных, которые претерпевал он, не желая отречься от устоев веры христианской.

Помимо «Жития» Аввакум продолжал писать грамоты и послания, которые уходили из пустозерской тюрьмы и получали распространение в разных городах России. Наконец царь Федор Алексеевич, сменивший на престоле Алексея Михайловича, разгневался на одно, особенно резкое послание Аввакума, в котором тот критиковал покойного государя. 14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, Аввакум и трое его сподвижников были сожжены в срубе.

Книга издана в серии «Литературные памятники Сибири» в 1979 году.

«Это был настоящий прорыв в возвращении правдивой истории Отечеству», - так пишет красноярский писатель Анатолий Статейнов в своей новой книге «Неистовый Аввакум» .

В 20 веке большой популярностью пользовались книги Алексея Черкасова «Хмель», «Черный тополь», «Конь рыжий» о старообрядцах и об их духовном отце, признанным вожде старообрядчества 17 века протопопе Аввакуме.


Интересна небольшая книжка «Повесть о боярыне Морозовой». В ней собраны подлинные исторические источники, повествующие о судьбах двух выдающихся русских женщин 17 века - боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовой и её родной сестры княгини Евдокии Прокопьевны Урусовой. Они были верны учению протопопа Аввакума до последних дней. В книге собрана переписка Ф.П. Морозовой и Аввакума, письма Е. П. Урусовой к дочерям и к сестре Морозовой Ф. П. Тексты выверены по рукописям, орфография приближена к современной. Повесть о боярыне Морозовой написана неизвестным современником, текст был найден только в 1960 году А. И. Мазуниным. 


Есть ли старообрядческая церковь сегодня в нашем крае? Об этом можно прочитать в альманахе «Этно-Мир на Енисее» в № 19 за 2019 год в статье Дмитрия Никитинского и Елены Нельзиной «С ясным взором и чистой душой: белокриницкие старообрядцы Красноярья сегодня»


Яркими представителями старообрядцев является семья Лыковых и Агафья Лыкова из Хакасии. О них мы можем предложить две книги.

«Древо Аввакума (Житие христиан Лыковых)», автор  Г. Толстов. Издание подготовлено на документальных материалах, хранящихся в Красноярском краевом краеведческом музее. История семьи Лыковых излагается «устами самих старообрядцев». Книга интересна тем, что здесь автор рассказывает о старообрядцах Приенисейской Сибири. 


«Таёжныё тупик», автор В. Песков. Это первая книга о семье отшельников (староверах). Автор – известный журналист, работавший в газете Комсомольская правда» и первый журналист, посетивший отшельников. В книге много фотографий, сделанных еще в 80-е годы прошлого века.


Имя протопопа Аввакума связано с нашим краем, с городом Енисейском.

17 сентября 1653 года Аввакум «за ево многое бесчинство» был сослан с семьей в Тобольск. Там он продолжал «укорять ересь Никонову», поэтому в 1655 году его приказали отправить в Енисейск. Протопоп подробно описывает путь в ссылку его и его семьи, страданиях, физических и моральных, которые претерпевал он, не желая отречься от устоев веры христианской. Затем Аввакуму предписали в качестве отрядного священника отправиться в Забайкалье с отрядом воеводы Афанасия Пашкова. С Пашковым Аввакум непрерывно конфликтовал и претерпел от него немало притеснений. В Братском остроге по приказу Пашкова Аввакум был бит кнутом и заключен в «студеной башне: В обратный путь из Нерчинского острога Аввакум отправился весной 1661 года, снова пересек Байкал, зимовал в 1662 – 1663 году в Енисейске и в июне 1663 года очутился в Тобольске. Все эти годы он разделял труды казаков: тянул с ними суда, волок сани, валил строевой лес, охотился на зверя, ловил рыбу. В библиотеке музея города Енисейска хранится первое издание 1672-1675 годов «Жития протопопа Аввакума». В память о пребывании в Енисейском остроге в 1662-1665 годах протопопа Аввакума поставлен крест, который стоит примерно в 30 м от Успенской церкви города.

Протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича. Его житие стало настолько значимым произведением своего времени, что протопопа Аввакума даже называли “родоначальником русской литературы”.

Старообрядцы почитают протопопа Аввакума как священномученика. 

С материалами на эту тему вы можете ознакомиться на нашей книжной выставке "Судьба главного старовера России".