14 июня 2022
19 июня исполнилось бы 85 лет Владимиру Феофановичу Капелько (1937-2000) – художнику, поэту, археологу, этнографу, альпинисту, общественному деятелю.
Сегодня в рубрике «Открой для себя красноярских писателей» мы рассказываем о нем.
Родился Владимир Капелько в Красноярске, окончил художественное училище имени Сурикова. Одна из его работ совершенно точно известна всем красноярца, даже далеким от искусства. Это мозаика «Красноярская Мадонна» на фасаде и барельефные картины внутренних залов кинотеатра «Родина». В ее создании он участвовал еще студентом, вместе с одногруппниками, под руководством их наставника Е.С. Кобытева.
Но молодого художника привлекала и еще одна сфера – археология. Десятки лет он провел в экспедициях по Эвенкии, Таймыру, Хакасии, Туве, бывал и на Дальнем Востоке, и в Крыму, а свои впечатления отразил в стихотворениях, живописных и графических работах. Одной из главных тем живописных и графических работ Владимира Капелько была седая сибирская старина, менгиры среди степей, скалы, на которых оставили свои заметки-зарубки древние поселенцы Сибири…
Но не только вдохновение стало результатом археологических экспедиций. Владимир Капелько изучал петроглифы и разработал технику снятия копий с наскальных писаниц (эстампажи), которой сейчас пользуются все археологи. В том числе он сделал копии петроглифов, нанесенных на скалы, ушедшие на дно водохранилищ при строительстве ГЭС, и, таким образом, сохранил древнее искусство для потомков.
В 1983 году Владимир Капелько вместе с супругой переехал в Хакасию – чтобы быть ближе к давно манившим его древностям. В.Ф. Капелько и его жена Эра Антоновна Севастьянова, историк по образованию, участвовали в создании археологической экспозиции Хакасского краеведческого музея, включающей художественную реконструкцию архаического культового пространства, затем – Минусинского краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова. Эти экспозиции позволили увидеть не только исторический, но и художественный аспект сибирских древностей.
Мечтал Владимир Феофанович и о создании в Хакасии музея искусств, где были бы собраны картины местных художников, работы мастеров народных промыслов. А изюминкой этого музея стали бы наскальные рисунки. Эра Севастьянова вспоминает, что он говорил об авторах петроглифов: «Это были свободные художники, которые рисовали то, что хотят, а не то, что им говорят. Это были люди идеи и страсти. Они же камнем по камню выбивали изображения, а там не сотрёшь и не поправишь!»
Работы самого Капелько хранятся в музеях Москвы, Томска, Минусинска, Абакана, Красноярска, в частных коллекциях в России и за рубежом (в Италии, Польше, США, Швеции).
А еще он был талантливым поэтом. Последний его сборник, «Горланят над Россией петухи», вышел через 12 лет после смерти автора – в 2012 году. Состоялось издание благодаря вдове Владимира Капелько – Эре Антоновне Севастьяновой и грантовой программе «Книжное Красноярье». Проиллюстрирована она работами самого художника. В книгу также вошли воспоминания о Владимире Феофановиче Капелько его друзей. Есть эта книга и в нашей библиотеке.