"Царь-рыба". К юбилею выхода произведения

 
"Царь-рыба". К юбилею выхода произведения

13 апреля 2021

На главном фото: иллюстрация Сергея Элояна к повествованию в рассказах "Царь-рыба"

В апреле 2021 года мы отмечаем 45-летие первой публикации повествования в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба", работа над которым шла с 1972 по 1975 годы. Впервые произведение вышло в 1976 году в №№4-6 журнала "Наш современник". 

Год спустя, в мае 1977-го, "Царь-рыба" публикуется в "Роман-газете". В 1978-м выходит отдельной книгой в Красноярском книжном издательстве. В октябре того же года за повествование в рассказах "Царь-рыба" Виктору Астафьеву была присуждена Государственная премия СССР.

Роман-газета-1977-1.jpg   сканирование0005.jpg

Премия за Царь-рыбу-2.jpg

С тех пор книга переиздавалась много раз, и в России, и за рубежом. Получила она сценические, кинематографические и даже музыкальные воплощения. Так, в апреле 1999-го, в год 75-летия В.П. Астафьева, в Красноярском государственном театре оперы и балета состоялась премьера  хореографической симфонии "Царь-рыба" Владимира Пороцкого. В первоначальном варианте музыкальная трактовка "Царь-рыбы" представляла собой небольшую симфоническую поэму. Затем появилась идея соединить музыку с пластикой, и ее осуществил балетмейстер Красноярского оперного театра Владимир Федянин. Была написана партитура балета, которой заинтересовался директор и художественный руководитель Большого театра России Владимир Васильев.

В 1979 году на экраны вышел фильм "Таежная повесть" режиссера Владимира Фетина, снятый по рассказу "Сон о белых горах", входящему в повествование "Царь-рыба".  Соавтором сценария фильма стал сам Виктор Астафьев (в сотрудничестве с Альбиной Шульгиной). 


Фильм "Таежная повесть" (1979 год)




Спектакли по мотивам "Царь-рыбы" и отдельным рассказам, входящим в повествование, были поставлены в московском Малом театре, театрах Норильска, Братска, Челябинска, Архангельска, Казани...

Ученые-литературоведы открывают все новые и новые смысловые пласты в произведении. Так, статья Г.И. Романовой называется "Сказка и быль в "Царь-рыбе" В.П. Астафьева",  В.В. Дегтярева рассматривает "Мифологемы водного мира в творчестве В.П. Астафьева"Е.С. Шлома одной из центральных тем произведения называет тему материнстваЛ.Г. Самотик в статье "Кто есть браконьер?" раскрывает "региональный аспект" произведения, А.М. Ковалева в своей работе делает акцент на том, как представлен в "Царь-рыбе" сибирский характер, Т.В. Сапрыкина пишет о природных образах-символах в произведении, Н.В. Тимофеева - о философской концепции мира и человека в "Царь-рыбе".... 

Бесконечное, безграничное произведение, в котором каждый видит что-то свое! Давайте еще раз перечитаем краткие выдержки, небольшие цитаты из "Царь-рыбы". Задумаемся над ними. Переосмыслим - каждый по-своему....

* Но так уж устроен человек: пока он жив – растревоженно работают его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот либо прикипел к душе так, что уж не оторвать, не отделить ни боль его, ни радость от своей боли, от своей радости.

* Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети – это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда. И еще: какие бы они ни были, большие, умные, сильные, они всегда нуждаются в нашей защите и помощи. И как подумаешь: вот скоро умирать, а они тут останутся одни, кто их, кроме отца и матери, знает такими, какие они есть? Кто их примет со всеми изъянами? Кто поймет? Простит?

* Умеет ли плакать рыба? Кто ж узнает? Она в воде ходит, и заплачет, так мокра не видно, кричать она не умеет — это точно! Если б умела, весь Енисей, да что там Енисей, все реки и моря ревмя ревели б. Природа, она ловкая, все и всем распределила по делу: кому выть-завывать, кому молча жить и умирать. Поиграет крючочками-пробочками стерлядочка, гоп за бочок — и в мешочек!

* Повторю лишь северное поверье: собака, прежде чем стать собакой, побыла человеком, само собою, хорошим. Это детски наивное, но святое поверье совсем не распространяется на постельных шавок, на раскормленных до телячьих размеров псин, обвешанных медалями за породистое происхождение.

* Все люди, одни более, другие менее, смутно ощущают потребность родиться заново.

* Прощай, Мана! И прости нас! Мы истязали не только природу, но и себя, и не всегда по дурости, больше по нужде

* Говорят, что человеческая душа жива и бессмертна до тех пор, пока есть в оставшемся мире тот, кто ее помнит и любит

* Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только воньмешь ее могуществу, почувствуешь ее космическую пространственность и величие

* Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались.

* Запомни: все может только Господь Бог