«Много пьес пишется специально для взрослых, и, даже если взрослые не заполняют зрительного зала, дети не очень рвутся на свободные места. А вот у пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста», - писал о драматургии Евгения Шварца режиссер Николай Акимов.
Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца (1896-1858) - писателя, драматурга, киносценариста.
* Евгений Шварц родился в Казани, в семье врача. В 1914 году он поступил на юридический факультет Московского народного университета, но не доучился - началась война. Уже после Гражданской войны Шварц поступил в Ростовский университет и начал работать в театральной студии как актер. Но вскоре понял, что его призвание - писать, а не играть.
* В 1920-е годы Евгений Шварц уехал в Петроград, стал секретарем у Корнея Чуковского, а затем начал писать фельетоны и рассказы, стал автором детских журналов «Чиж» и «Еж».
* Первая пьеса Шварца, «Ундервуд», была написана в 1928 году, а в 1929-м поставлена в ленинградском ТЮЗе.
* В 1930-е годы Шварц пишет пьесы, в основе которых народные сказки или произведения авторов прошлых столетий - Андерсена, Перро, Гофмана, Гоцци. Классические сюжеты Шварц вроде бы не меняет, но в переосмыслении драматурга они звучат современно и остро. Именно в этот период Евгений Шварц создал такие пьесы-сказки, как «Принцесса и свинопас», «Голый король», «Красная Шапочка»,«Снежная королева», «Тень».
* Главным театром в судьбе Евгения Шварца стал ленинградский Театр комедии, возглавляемый режиссером Николаем Акимовым. В 1940 году именно здесь впервые поставили «Тень», написанную Шварцем по заказу Акимова. В годы войны труппа театра долго оставалась в Ленинграде и играла спектакли. Шварц - тоже. Когда же коллектив оказался в эвакуации в Душанбе, туда немедленно вызвали и Шварца. Драматург был зачислен в театр заведующим литературной частью, но порой даже исполнял обязанности художественного руководителя, когда Акимову нужно было уехать по делам в Москву. В Душанбе Шварц написал пьесу «Дракон». Премьеру сыграли в 1944 году в Москве, куда Театр комедии приехал из эвакуации. Дело ограничилось одним спектаклем, так как бдительные чиновники, по словам Акимова, «увидели в пьесе то, чего в ней вовсе не было…» В следующий раз на сцене ленинградского Театра комедии «Дракон» был поставлен через 18 лет.
* В 1940-е - 1950-е, вплоть до самой смерти в 1958 году, Евгений Шварц создает пьесы для детей «Два клена» и «Сказка о потерянном времени», пишет сценарии к фильмам «Золушка», «Дон Кихот», «Первоклассница», «Снежная королева» (по сказке Андерсена и собственной пьесе), «Каин XVIII». В 1956 году Шварц создает пьесу «Обыкновенное чудо», а в 1957-м - пьесу «Повесть о молодых супругах».
* Многие пьесы и киносценарии Евгения Шварца получили воплощение на сцене и экране уже после его смерти. Зато какое! Со спектакля по пьесе Шварца «Голый король» началась слава молодого театра «Современник». Экранизации пьес Шварца «Обыкновенное чудо» и «Дракон» — важные этапы в творческой биографии режиссера Марка Захарова. В спектакле московского ТЮЗа «Два клена» по пьесе Шварца начинали Инна Чурикова и Лия Ахеджакова. Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. В чем секрет? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».
* После войны Евгений Шварц начал вести дневники, в которых рядом с заметками для пьес появляются воспоминания и размышления о людях. Из этих записей сложились мемуары под названием «Телефонная книга»: почти 200 портретов современников писателя и драматурга.