«Вечная, как сама человеческая доброта»

 
«Вечная, как сама человеческая доброта»

28 октября 2021

Сегодня, 28 октября, в России отмечается День бабушек и дедушек. Праздник был учрежден в 2009 году, а именно эта дата была выбрана для него, поскольку в конце октября у древних славян отмечались Осенние Деды – день, когда в семьях вспоминали старших родственников.

По данным ВЦИОМ, в нашей стране бабушки и дедушки играют особую роль в воспитании детей – иногда даже большую, чем родители. Согласно опросам, 75% представителей старшего поколения активно участвуют в воспитании внуков, а 84% участников опроса считают, что бабушки и дедушки могут научить внуков жизненной мудрости. И практически никто из опрошенных не согласился с тем, что жизненные взгляды и принципы бабушек и дедушек устарели. Бабушки в воспоминаниях россиян обладают такими качествами, как душевность, доброта и тепло (54%), забота, внимание и поддержка (19%), любовь (13%). Также вспоминая о бабушках, люди называли вкусную еду, накрытый стол (10%). Дедушки тоже ассоциируются с добротой (12%), заботой и любовью (по 7% соответственно). В то же время они ассоциируются и с авторитетом (6%).

Пожалуй, главное произведение русской литературы, в котором воспет образ бабушки, ее нескончаемая доброта, мудрость, умение прощать, – повесть в рассказах «Последний поклон» Виктора Петровича Астафьева. Хотя Виктор Петрович в некоторых интервью говорил, что «Последний поклон» – не документальное произведение и не стоит в нем искать абсолютной достоверности и автобиографичности, однако сам же в предисловии к полному собранию сочинений, вышедшему в 1997-98 годах, отмечал: «В творчестве моём биография отображена довольно полно и подробно, прежде всего в самой моей «толстой книге» – «Последний поклон». И верно: в «Последнем поклоне» исследователи насчитали 63 персонажа, «родственных» автору. По их мнению, по книге можно проследить родословную Астафьева до середины 19-го века. И, безусловно, главный образ повести – образ бабушки, списанной с Екатерины Петровны Потылицыной, бабушки Виктора Петровича.

Екатерина Петровна Потылицына (в девичестве Масленникова) родилась, по некоторым данным, в 1868 году. Но, возможно, и раньше: в рассказе «Последний поклон», давшем название всей повести, описывается последняя встреча главного героя с бабушкой в первые послевоенные годы, и бабушка говорит: «Помру скоро, батюшко, помру… <…> Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок…» Вскоре после этого разговора, отмечается в рассказе, бабушка умерла. Дату смерти Екатерины Петровны Потылицыной мы знаем точно – 25 февраля 1950 года. Значит, и дата ее рождения, очевидно, более ранняя, чем указано в источнике.

У Екатерины Петровны и ее супруга Ильи Евграфовича было девять детей: Иван, Николай, Дмитрий, Мария, Лидия, Василий, Николай (Кольча-младший), Апраксинья, Августа. Да-да, в семье было два сына Николая – Кольча-старший и Кольча-младший! Детей оказалось больше, чем имен, на всех не хватило, с улыбкой отмечал Виктор Петрович. Все дети Потылицыных также стали прототипами "Последнего поклона", любимыми героями автора. 

Ф2 0142 Бабушка Е. П. Потылицына, спр. от нее Иван И старш.с.jpg   4-2.jpg

На фото: Екатерина Петровна с детьми; Екатерина Петровна и Илья Евграфович

Лидия Ильинична, мама Виктора Петровича, утонула в 1931 году, когда Вите было всего семь лет. Его на воспитание взяли Екатерина Петровна и Илья Евграфович. Воспоминания о детстве, о бабушке с дедушкой и стали основой повести «Последний поклон».

У бабушки и дедушки Витя воспитывался с 1931 по 1934 годы – затем его отец, создавший новую семью, увез мальчика в Игарку. С того времени и вплоть до 1980 года, то есть до возвращения в Красноярский край, Виктор Петрович бывал в родной Овсянке лишь время от времени. И в повести «Последний поклон» отражены разные события его жизни: подростковые годы в Игарке, учеба в железнодорожном ФЗУ в Красноярске в начале 1940-х, послевоенное время. А в самых последних рассказах «Последнего поклона», написанных Астафьевым уже в 1990-х, герой предстает взрослым и даже немолодым человеком, заново осмысливающим жизнь…

Казалось бы, как далеко все это от безмятежного овсянского детства, согретого добротой бабушки и дедушки! Но, оказывается, не так уже и далеко. Исследователи подсчитали, что из 32 рассказов, входящих в «Последний поклон», бабушка действует в 24. А там, где не является персонажем непосредственно, живет в воспоминаниях главного героя, его беседах с другими действующими лицами произведения. Единственный рассказ «Последнего поклона», где бабушка не присутствует вовсе, – «Кончина», о жизни и смерти односельчанки Астафьева тетки Агафьи.

Одним словом, образ бабушки пронизывает, освещает, согревает всю повесть так же, как освещала и согревала Екатерина Петровна жизнь ее великого внука – Виктора Петровича Астафьева.

Рассказ «Последний поклон», давший название всей повести, завершается такими словами:

«Хочу, еще хочу знать и слышать больше и больше о бабушке, да захлопнулась за нею дверь в немое царство, и стариков почти в селе не осталось. Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, -- да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.

И некому прощать...»

…Пусть в День бабушек и дедушек еще раз прозвучит живое слово Астафьева, его посвящение людям, с которыми неразрывно было связано его детство и которые своей любовью дали ему силу и мужество на всю оставшуюся жизнь.

Отрывок из рассказа «Последний поклон» читает юный дивногорец Лев Русаленко, лауреат фестиваля «Астафьевская весна 2021».