08
декабря
2021
8 декабря отмечается
Международный день художника.
Сегодня мы рассказываем о том, как литературные произведения воплощаются в живописных полотнах. Но речь пойдет не о книжных иллюстрациях - в изобразительном искусстве есть множество работ, написанных под впечатлением от книг, по их "мотивам", но не иллюстрирующих их в буквальном смысле этого слова. А бывает и так: картину принято считать иллюстрацией к литературному произведению, хотя художник ничего подобного и близко не имел в виду.
Попробуем разобраться, какие известные работы русских живописцев действительно вдохновлены книгами, а какие не имеют к ним отношения.
***
Образ Демона в творчестве
Михаила Врубеля - иллюстрация к поэме Лермонтова или все-таки нет? С одной стороны, название серии врубелевских работ отсылает к лермонтовскому произведению. Но все-таки художник по-своему переосмыслил образ "духа изгнания". Подробнее о "лермонтовских мотивах" в работах Врубеля можно прочитать
здесь.
М. Врубель. "Демон сидящий", "Демон поверженный"
***
Картина
Виктора Васнецова "Боян" (на всякий случай: именно так пишется имя древнего вещего сказителя-пророка, в отличие от названия всем известного музыкального инструмента) вроде бы непосредственно не связана с сюжетом
"Слова о полку Игореве", но воссоздает образ одного из персонажей "Слова." и дух
памятника древнерусской литературы в целом.
В. Васнецов, "Боян"
***
Та же история и с картиной
"Суд Пугачева" Василия Перова. Писалась ли она "по мотивам" пушкинской
"Капитанской дочки"? Этого мы утверждать не можем, а Перов никогда об этом не упоминал. Но представления художника и поэта о пугачевском времени, судя по всему, во многом совпадали.
В. Перов, "Суд Пугачева"
***
Еще одной картиной
В. Перова, "Старики родители на могиле сына" (1874
), едва ли не в обязательном порядке принято иллюстрировать финал романа
И. Тургенева "Отцы и дети" (1860-61). Нередко утверждается, что художник и создавал картину "по мотивам" книги. Хотя не существует никаких доказательств тому, что Перов взял за основу своего произведения именно этот литературный сюжет.
В. Перов. "Старики родители на могиле сына"
***
Иван Крамской писал своих
"Русалок" по сюжету повести
"Майская ночь, или Утопленница" Н.В. Гоголя. Но сказать, что живописное произведение лишь иллюстрирует литературное, все-таки нельзя: художник переосмыслил тему по-своему.
И. Крамской, "Русалки"
***
Иногда случается, что сходство в названиях картины и литературного произведения создает впечатление их взаимосвязи, но... совершенно напрасно! Так, картину
Ивана Крамского "Неизвестная" нередко считают иллюстрацией к стихотворению
Александра Блока "Незнакомка" и даже ошибочно именуют картину "блоковским" названием. Но "Неизвестная" никак не могла быть иллюстрацией к "Незнакомке" хотя бы уже потому, что картина была написана раньше стихотворения: Крамской впервые представил публике "Неизвестную"
в 1883 году, а Блок написал "Незнакомку"
в 1906-м (опубликовано стихотворение было годом позже). Уже не будем лишний раз говорить о том, что содержательно
стихотворение Блока имеет мало общего с картиной Крамского.
По ошибке нередко "проводится параллель" между стихотворением
Николая Некрасова "На Волге" и картиной
Ильи Репина "Бурлаки на Волге". Но стоит всего лишь
прочитать некрасовское стихотворение, чтобы убедиться, что никакой связи тут нет. Скорее уж, репинская картина ближе по сюжету и эмоциональному наполнению к стихотворению Некрасова
"Размышления у парадного подъезда", но все-таки не является иллюстрацией и к нему.
Сможете ли вы вспомнить другие подобные примеры? Делитесь ими в комментариях!