Святый вечер. Зимние праздники и забавы сибиряков

Святый вечер. Зимние праздники и забавы сибиряков

 
Святый вечер. Зимние праздники и забавы сибиряков

09 января 2022

В материале использованы фотографии и видеофрагменты с выступлений фольклорного ансамбля "Живая старина", состоявшихся в Рождество 2019 и 2022 годов в красноярском Доме офицеров. Фото и видео сделаны сотрудниками Астафьевской библиотеки. 

Длинные каникулы закончились, но зимние праздники в самом разгаре! В старину в Сибири Рождество и Новый год отмечали не по одному дню, а гуляния да посиделки с песнями и играми продолжались и после того, как праздники минуют.

Об этом, в частности, рассказывает в своем главном труде - "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении", впервые изданном в 1913 году - этнограф и фольклорист Алексей Алексеевич Макаренко (1860-1942), совершивший несколько экспедиций по Сибири, в том числе и по территории нынешнего Красноярского края, в период с 1904 по 1923 годы. 

Как же праздновали сибиряки Рождество, Новый год, Крещение? Узнаем об этом из заметок А.А. Макаренко и выступлений замечательного красноярского коллектива "Живая старина",  в репертуаре которого - подлинные старинные сибирские песни, собранные участниками ансамбля в фольклорных экспедициях  Не забудем и о том, что все даты в материалах А.А. Макаренко указаны "по старому стилю". Судите сами.

Итак, 24 декабря (по новому стилю - 6 января) - рождественский сочельник. "Старикам праздник, другие работают, хотя стараются окончить работу пораньше, даже к обеденной поре", - отмечает Алексей Макаренко. До "вечерошной звезды добры люди хлеба не едят" - говорили исследователю жители сибирских сел. Хотя совсем уж голодом никто не сидел: хлеб как раз можно было есть, как и крупы, и овощи - избегали только мяса и рыбы. А уж с появлением вечерней звезды с чистой совестью распробовать заранее приготовленные яства и хмельные напитки - например, "травяное пиво"

Рождество праздновали три дня - с 25 по 27 декабря. Но и в оставшиеся до Нового года дни почти не работали. Уже с раннего рождественского утра ребятишки и молодые люди бегали по избам - славили Рождество, хвалили хозяев и, конечно, ожидали подарков и угощений. А если где-то "славельщиков" не пускали в дом - значит, там "некрешшона изба", а "хозяин в дому, что дьявол в аду". 





Принято было в сибирских поселениях ходить группами "со звездою" - и так путешествовать из дома в дом.  Один в группе был запевалой, остальные - хором. Выглядело это примерно так.





"Собранные деньги "славельщики" и "колядовщики" делят между собой, а подаяния натурою продают сообща на вино, орехи и т.д.", - пишет А. Макаренко. Суммы, по его свидетельствам, получались довольно солидные - на них можно было гулять все праздники. 




Все три дня, пока отмечалось Рождество, приняты были гулянки да игры - и домашние, и "улошные", с песнями да с ряженьем. 












Ну а после окончания "святых вечеров", то есть за три дня до наступления Нового года (Васильева дня), начинались "страшные вечера" - тогда, как было принято считать, проказит нечистая сила, ведьмы да колдуны. Но, по правде сказать, людей это не слишком-то пугало: такое время больше всего подходит для (по выражению Макаренко)  "излюбленного занятия" сельчан - ворожбы. Главная тема гаданий - кто за кого выйдет замуж, кто какую возьмет жену, 

Предсказать судьбу помогали, например, "подблюдные" песни. За стол садилась компания не более чем из 10 человек - так, чтобы каждому хватило песни. На блюдо складывались 10 колец (или других небольших вещичек) - по числу участников обряда. Тарелку накрывали и туго завязывали платком. Затем пели песни, и под каждую из один из тех, кто в гадании не участвовал, а лишь наблюдал за ним, через прорезь в платке вытягивал первое попавшееся кольцо - так и определялась судьба того, кому оно принадлежит... Кто-то выйдет за богатого да знатного, кто-то - за "хлебного крестьянина", а кому-то судьба попасть "в несогласливу" или бедную семью - это и предсказывали песни. 

Вот примеры полблюдных песен "к счастью" и "к богатству":

***

За рекой живут мужики богатые, 
Золото гребут лопатами,
Кому мы поем, тому добро будет,
Тому сбудется и не минуется.

***


На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!

***

Заинька-ковыляинька,
Слава те!
Ковылять тебе
На чужу сторону!
Слава те!
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.

***

Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!


Те же, кому недосуг дожидаться, пока сбудется предсказание, могут будущую невесту обнять и пораньше - например, во время игры в жмурки... 


IMG_20220107_135701291.jpg

IMG_20220107_135942487.jpg


Ворожили в сибирских деревнях и на крещенский сочельник. Например, помечали ложки для каждого члена семьи, наполняли их водой и выносили в сени, к порогу.  В чьей ложке вода замерзала "бугром" - тот в новом году будет жив-здоров, у кого "логом" (с углублением) - тот жди болезней и невзгод. 

Важный обычай накануне Крещения - уборка изб и помещений для скота: ведь в мусоре может спрятаться "чертенок", а от него жди бед... 

На заре крещенского дня, пишет А.А. Макаренко, ворожеи "бегают с сочнем" - коврижкой, замешанной из равных частей золы, муки и соли - так проще встретить суженого. Приняты были и совсем необычные, на взгляд современного человека, гадания. Например, Макаренко описывает такое: 

"Надев на безымянный палец правой ноги кольцо, эту голую ногу купают в проруби. Одну палку гадальщица кладет поперек проруби, другой "замыкает" прорубь, одна палка обозначает "замок", другая - "ключ". Этим "ключом" повертывают три раза "против солнца" и уносят домой. "Замок" остается на месте. С проруби возвращаются "взапетки" (то есть спиной вперед) приговаривая: "Суженой-ряженой, приходи ко мне просить ключ от проруби, коня поить, кольцо просить". Какой молодец во сне придет по ключ, тот и женихом будет. Парни так же ворожат себе невест"

Ну а обычай окунаться в прорубь (или хотя бы умываться добытой оттуда водой) дошел до наших дней почти без изменений - в старину, как и сейчас, считается, что это принесет здоровье и благополучие на год вперед. 

Хотите узнать подробнее о традициях и приметах сибиряков или же попробовать воспроизвести старинные обычаи? Вот ссылка на книгу А.А. Макаренко "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении".