Астафьевские даты апреля

 
Астафьевские даты апреля

05 апреля 2022

В апреле 2022 года 55-летие отмечают три произведения В.П. Астафьева. 

4 апреля 1967 года в газете «Комсомольская правда» вышла заметка Астафьева «Доброе слово», 16 апреля того же года в пермской газете «Звезда» был опубликован рассказ «На далёкой северной вершине», а 19-го «Литературная газета» опубликовала астафьевскую статью «Рассказ – любимый жанр».

***

Очерк «Доброе слово» - это, по сути, развернутая рецензия на сборник писателя Аскольда Якубовского «Не убий», изданный в 1966 году в Западно-Сибирском книжном издательстве.

Это одна из первых книг А.П. Якубовского (1927-1983), по основной профессии - геолога, по призванию - писателя. Начиная с 1970-х годов он работал преимущественно в направлении научной фантастики, но, к какому бы жанру ни обращался Якубовский, одной из главных тем его произведений оставались отношения человека и природы, их неразрывная связь, мысль о том, что любой человеческий поступок, добрый или злой, рано или поздно скажется и на его собственной жизни... Об этом же и давшая название сборнику повесть «Не убий» (другое ее название - «Мшава»). 

✔ Цитата из повести: «Ничего нельзя знать заранее. Забыть тоже нельзя. Хочется все выбросить из головы — и не можешь. Оно срослось с тобой, оно стало частью тебя самого. Живешь настоящим и делаешь все, что положено делать, а мысли (часть их) все еще там, в прошлом».

Эта тема, как мы знаем, была близка и Виктору Астафьеву. В сборнике астафьевской публицистики «Награда и муки» можно познакомиться (в том числе и онлайн -по ссылке) с более поздним, доработанным, вариантом статьи Астафьева о Якубовском - в ней Виктор Петрович анализирует не только повесть «Не убий», но и другие произведения Аскольда Якубовского

Приводим цитаты из статьи «Доброе слово»

✔ "Сразу же и оговорюсь, слово «доброе» я употребил в его широком значении, то есть слово крепкое, своеобычное, прочное. А то у нас в литературе одно время начали было использовать его в благотворительных целях: я, мол, писатель, буду к тебе, читатель, добреньким, а ты, в свою очередь, — всепрощающим, и будем мы вполне довольны друг другом, а что слово при этом дрябнет, хилым становится, так ведь много их, слов-то, в языке нашем… Как отрадно, что все чаще и чаще среди идущих в литературу людей появляются те, кто не хочет для себя никаких снисхождений, похлопываний по плечу ни от читателя, ни от критики."

✔ "Вторая повесть А. Якубовского — «Дом» продолжает мысль, поднятую в «Не убий». Стяжательство, корысть, отрешенность от мира возможны не только в непроходимых болотах, в потаенном поселке. Дом стоит на окраине большого города, но он тоже «Мшава», он тоже засасывает людей, выхолащивает души, делает их волками среди людей, и в мирном доме происходит чудовищное убийство, расправа над молодым человеком, виноватым лишь в том, что он не «такой»..."

Рукопись статьи В.П. Астафьева «Доброе слово» хранится в Государственном архиве Пермского края. в личном фонде В.П. Астафьева.


***

Рассказ «На далёкой северной вершине» был, как считается, написан Астафьевым после посещения им уральского плато Кваркуш. Его уникальное расположение - как бы «в тени» Большого Уральского хребта - делает Кваркуш защищенным от жестких сибирских антициклонов. На высоте около 1000 метров, где и находится плато, представлены почти все виды природных ландшафтов. На самом верху - настоящая горная тундра с обилием мхов и лишайников. Неудивительно поэтому, что Кваркуш всегда был местом пастбища северных оленей. 

Вожак двухтысячного оленьего стада и есть главный герой рассказа «На далёкой северной вершине». А «антигерой» - дикий олень, противостоящий одомашненному вожаку и в борьбе за любовь, и в каком-то смысле в отношении к жизни, к определению своего места в ней... 

Цитата из рассказа

"Никто не откликался на голос дикаря и не шел с ним драться. Он мог бы сам прийти к стаду и ударить копытом оземь так, что камни полетят из-под них, густым комарьем закружатся клочья травы и мха, повиснет вокруг предчувствие битвы. Но запахи дыма, собак и какого-то устойчивого, сытого покоя пугали его. Там, внизу, пахло человеком. А человека он не переставал бояться даже во время гона. И все же любовь преодолела страх. Когда стадо ушло за горбом выгнутый хребет, к истоку северной реки, он двинулся следом за ним. Разжигаясь от погони, неизвестности и предчувствия битвы, дикарь все ускорял и ускорял свой легкий бег"

Полностью текст рассказа «На далёкой северной вершине» - по этой ссылке.  

Походу к плато также посвящен астафьевский очерк «Вдали синеет Кваркуш»


***

Статья «Рассказ – любимый жанр» вошла в публицистический сборник «Под одной крышей» под названием «О любимом жанре». С текстом ее можно познакомиться здесь

Почему именно рассказ писатель называет любимым жанром - и не только своим, но и большинства русских читателей? 

Вот цитата из очерка, объясняющая это явление: 

"Склонность нашего народа к устному повествованию оказала и оказывает на русскую новеллистику наиглавнейшее влияние. И любовь читателей к этому жанру проистекает отсюда же — читатель и писатель как бы помогают рождению и совершенствованию друг друга".

Разумеется, особое место этот жанр занимает и благодаря мощным традициям русской литературы - рассказам Чехова, Бунина, Платонова.. 

"Однако жива была и делала свою работу наша великая дореволюционная литература, литература тридцатых годов, военных лет. Она перемолола и перемелет еще не одно литературное поветрие, поднимала и поднимет не одно поколение писателей на своих крепких плечах, непоколебимых плечах, добавил бы я! Ей, именно ей, могучей нашей отечественной литературе, обязаны появлением такие превосходные писатели-новеллисты, как Юрий Нагибин, Сергей Антонов, Владимир Тендряков, Борис Бедный, а чуть позднее — Сергей Никитин и Юрий Казаков" .

Размышляет Астафьев и над тем, в достаточной ли мере представлен любимый писателями и читателями жанр в книжных издательствах и литературной периодике, а если недостаточно, то в чем причина подобного «дефицита» (статья, еще раз напомним, писалась в конце 1960-х).  И о том, в каком направлении должен бы, по его мнению, развиваться жанр рассказа в наше время. 

"Короче: современный писатель обязан проникнуть в глубь явления, зайти на него со всех сторон и семь раз отмерить, а потом уж отрезать. Всегда ли так у нас получается? Нет, не всегда, и далеко не всегда".

Советуем нашим читателям обязательно найти время и прочесть произведения, о которых рассказывает наша статья. Тем более что и ссылки на их публикации в интернете мы привели.