Астафьевские даты апреля

 
Астафьевские даты апреля

05 апреля 2022

В апреле 2022 года 55-летие отмечают три произведения В.П. Астафьева. 

4 апреля 1967 года в газете «Комсомольская правда» вышла заметка Астафьева «Доброе слово», 16 апреля того же года в пермской газете «Звезда» был опубликован рассказ «На далёкой северной вершине», а 19-го «Литературная газета» опубликовала астафьевскую статью «Рассказ – любимый жанр».

***

Очерк «Доброе слово» - это, по сути, развернутая рецензия на сборник писателя Аскольда Якубовского «Не убий», изданный в 1966 году в Западно-Сибирском книжном издательстве.

Это одна из первых книг А.П. Якубовского (1927-1983), по основной профессии - геолога, по призванию - писателя. Начиная с 1970-х годов он работал преимущественно в направлении научной фантастики, но, к какому бы жанру ни обращался Якубовский, одной из главных тем его произведений оставались отношения человека и природы, их неразрывная связь, мысль о том, что любой человеческий поступок, добрый или злой, рано или поздно скажется и на его собственной жизни... Об этом же и давшая название сборнику повесть «Не убий» (другое ее название - «Мшава»). 

✔ Цитата из повести: «Ничего нельзя знать заранее. Забыть тоже нельзя. Хочется все выбросить из головы — и не можешь. Оно срослось с тобой, оно стало частью тебя самого. Живешь настоящим и делаешь все, что положено делать, а мысли (часть их) все еще там, в прошлом».

Эта тема, как мы знаем, была близка и Виктору Астафьеву. В сборнике астафьевской публицистики «Награда и муки» можно познакомиться (в том числе и онлайн -по ссылке) с более поздним, доработанным, вариантом статьи Астафьева о Якубовском - в ней Виктор Петрович анализирует не только повесть «Не убий», но и другие произведения Аскольда Якубовского

Приводим цитаты из статьи «Доброе слово»

✔ "Сразу же и оговорюсь, слово «доброе» я употребил в его широком значении, то есть слово крепкое, своеобычное, прочное. А то у нас в литературе одно время начали было использовать его в благотворительных целях: я, мол, писатель, буду к тебе, читатель, добреньким, а ты, в свою очередь, — всепрощающим, и будем мы вполне довольны друг другом, а что слово при этом дрябнет, хилым становится, так ведь много их, слов-то, в языке нашем… Как отрадно, что все чаще и чаще среди идущих в литературу людей появляются те, кто не хочет для себя никаких снисхождений, похлопываний по плечу ни от читателя, ни от критики."

✔ "Вторая повесть А. Якубовского — «Дом» продолжает мысль, поднятую в «Не убий». Стяжательство, корысть, отрешенность от мира возможны не только в непроходимых болотах, в потаенном поселке. Дом стоит на окраине большого города, но он тоже «Мшава», он тоже засасывает людей, выхолащивает души, делает их волками среди людей, и в мирном доме происходит чудовищное убийство, расправа над молодым человеком, виноватым лишь в том, что он не «такой»..."

Рукопись статьи В.П. Астафьева «Доброе слово» хранится в Государственном архиве Пермского края. в личном фонде В.П. Астафьева.


***

Рассказ «На далёкой северной вершине» был, как считается, написан Астафьевым после посещения им уральского плато Кваркуш. Его уникальное расположение - как бы «в тени» Большого Уральского хребта - делает Кваркуш защищенным от жестких сибирских антициклонов. На высоте около 1000 метров, где и находится плато, представлены почти все виды природных ландшафтов. На самом верху - настоящая горная тундра с обилием мхов и лишайников. Неудивительно поэтому, что Кваркуш всегда был местом пастбища северных оленей. 

Вожак двухтысячного оленьего стада и есть главный герой рассказа «На далёкой северной вершине». А «антигерой» - дикий олень, противостоящий одомашненному вожаку и в борьбе за любовь, и в каком-то смысле в отношении к жизни, к определению своего места в ней... 

Цитата из рассказа

"Никто не откликался на голос дикаря и не шел с ним драться. Он мог бы сам прийти к стаду и ударить копытом оземь так, что камни полетят из-под них, густым комарьем закружатся клочья травы и мха, повиснет вокруг предчувствие битвы. Но запахи дыма, собак и какого-то устойчивого, сытого покоя пугали его. Там, внизу, пахло человеком. А человека он не переставал бояться даже во время гона. И все же любовь преодолела страх. Когда стадо ушло за горбом выгнутый хребет, к истоку северной реки, он двинулся следом за ним. Разжигаясь от погони, неизвестности и предчувствия битвы, дикарь все ускорял и ускорял свой легкий бег"

Полностью текст рассказа «На далёкой северной вершине» - по этой ссылке.  

Походу к плато также посвящен астафьевский очерк «Вдали синеет Кваркуш»


***

Статья «Рассказ – любимый жанр» вошла в публицистический сборник «Под одной крышей» под названием «О любимом жанре». С текстом ее можно познакомиться здесь

Почему именно рассказ писатель называет любимым жанром - и не только своим, но и большинства русских читателей? 

Вот цитата из очерка, объясняющая это явление: 

"Склонность нашего народа к устному повествованию оказала и оказывает на русскую новеллистику наиглавнейшее влияние. И любовь читателей к этому жанру проистекает отсюда же — читатель и писатель как бы помогают рождению и совершенствованию друг друга".

Разумеется, особое место этот жанр занимает и благодаря мощным традициям русской литературы - рассказам Чехова, Бунина, Платонова.. 

"Однако жива была и делала свою работу наша великая дореволюционная литература, литература тридцатых годов, военных лет. Она перемолола и перемелет еще не одно литературное поветрие, поднимала и поднимет не одно поколение писателей на своих крепких плечах, непоколебимых плечах, добавил бы я! Ей, именно ей, могучей нашей отечественной литературе, обязаны появлением такие превосходные писатели-новеллисты, как Юрий Нагибин, Сергей Антонов, Владимир Тендряков, Борис Бедный, а чуть позднее — Сергей Никитин и Юрий Казаков" .

Размышляет Астафьев и над тем, в достаточной ли мере представлен любимый писателями и читателями жанр в книжных издательствах и литературной периодике, а если недостаточно, то в чем причина подобного «дефицита» (статья, еще раз напомним, писалась в конце 1960-х).  И о том, в каком направлении должен бы, по его мнению, развиваться жанр рассказа в наше время. 

"Короче: современный писатель обязан проникнуть в глубь явления, зайти на него со всех сторон и семь раз отмерить, а потом уж отрезать. Всегда ли так у нас получается? Нет, не всегда, и далеко не всегда".

Советуем нашим читателям обязательно найти время и прочесть произведения, о которых рассказывает наша статья. Тем более что и ссылки на их публикации в интернете мы привели. 












blue film dikhao pornstarsporn.net indian hairy pussy tv series in philippines pinoytvpage.com ang probinsyano december 27 2021 full episode desi bin .com soloporntrends.com open hindi sex video nayanthara xvideo bustyporntube.info www.bp videos realitykings.com bustyporntube.net xxvideos tamil
sat marks bravosex.mobi karala bf jessica soho time teleseryeme.com ghost doctor episode 14 nazriya hot images cumshotporntrends.com pk sexy video khatarimaza goodtastemovs.com bdmms.com فيديوهات سكسك tinatube.net فديوهات سحاق
free download sexy indian videos pornod.info hind six vido سكس جميلات العرب x-arab.com نيك بورنو سكس بنات عارية arabpornheaven.com افلام اجنبى جنسية shruti hassan sexy hot pics publicporntrends.com r suhasini sexy pron videos umkatube.mobi b grade movie sex