05
февраля
2021
Как мы писали в нашей
прошлой публикации, к началу XVIII века Овсянка перестала быть острогом, защищающим подступы к Красноярску: набеги, от которых овсянские казаки призваны были оборонять город и его окрестности, сошли на нет.
Как и чем жило село в то время?
Дивногорский историк
Игорь Федоров в своей книге
"Овсянские истории" приводит несколько свидетельств на этот счет, относящихся к 18-му столетию (к слову, все, кому довелось в тот период побывать в Овсянке, отмечают необыкновенное гостеприимство ее жителей).
Так, профессор
Петр Симон Паллас, побывавший в Овсянке в 1871 году, что овсянцы живут
"звериною ловлею, рыбою и другими пропитание доставляющими ремеслами". Упоминает он и об излюбленном месте охоты жителей села. Это горы, пролегающие вверх по реке Мане. Там местные охотники добывают соболей, рысей, росомах, медведей "в довольном количестве", а о зверях помельче, как отмечает Паллас,
"нечего уже и говорить".
Как пишет Игорь Федоров, начиная с 1730-х годов большинство овсянских казаков по указу императора были записаны в пашенные крестьяне. Иными словами, в "государственные" крестьяне, которые должны были обрабатывать казенные земли "для государевых надобностей" (в 1769 году эта обязанность была заменена для них денежным оброком). Только на этом условии крестьянин мог получить и в личную собственность участок земли (пашню). Тяжелая обязанность? А это как посмотреть: сибирские пашенные крестьяне были лично свободными - не забудем, что крепостное право в России было отменено лишь через сто с лишним лет...
Привлекались овсянцы и для строительства первых в Сибири заводов - Луказского медного на реке Тубе и Ирбинского железоделательного на реке Ирбе. А кто-то из овсянских первопоселенцев подался в город....
Во второй половине 18-го века в Овсянке появляется хлебный "мангазейн" (склад). Находился он в центре села, напротив нынешней церкви Иннокентия Иркутского, на другом берегу Фокиной речки. В "мангазейн" местные жители безвозмездно сдавали некоторое количество зерна - на случай неурожая. "Мангазейн" сохранялся в Овсянке почти 200 лет - до 1930-х годов (вспомним "мангазину" из
"Последнего поклона" Астафьева). И, по свидетельствам многих местных жителей, не раз спасал овсянцев от голода...
В самом начале 18-го века Овсянка появляется на географических картах - она отмечена на "Чертежных картах Сибири" (1701 год) выдающегося картографа того времени - легендарного
Семена Ульяновича Ремезова. Кстати, судя по карте, ближайшими соседями овсянцев были жители деревни Бирюса (на одноименной реке, впадающей в Енисей в 30 км выше Овсянки) и деревни Базаиха - в 20 км вверх по Енисею.
На старинных картах Семена Ремезова можно отыскать Овсянку
История сохранила имена тех, кто жил в Овсянке в позапозапрошлом столетии. Пожалуй, самая распространенная фамилия в селе в те времена -
Юшковы. Алексей, Иван и Андрей Юшковы, пешие казаки, пришли в Овсянку в начале XVIII века. К концу столетия Юшковы составляли большинство овсянского населения: из 47 дворов на носителей этой фамилии приходилось 25. Из первопоселенцев Овсянки в селе оставались
Иван Фокич Малово с семьей (в более поздних документах его потомки фигурируют как Фокины) и казак
Лука Савич Кривогорница. Чуть позже в тех местах появляется и семья конного казака
Федора Рассказчикова (Рассказова). Четверо сыновей Рассказова в то время были взрослыми людьми, имели свои семьи.
"Потомки Рассказовых, Юшковых и Фокиных долгое время занимали ведущее положение в хозяйственной и общественной жизни Овсянки", - пишет Игорь Федоров.
Отмечают исследователи и многонациональный состав населения Овсянки, характерный для села уже в те годы.