«Овсянка: мое село – моя семья». Фокины с Фокиной речки

«Овсянка: мое село – моя семья». Фокины с Фокиной речки

«Овсянка: мое село – моя семья». Фокины с Фокиной речки

24 августа 2021

Фото - из личного архива семьи Фокиных и архивных фондов Библиотеки-музея В.П. Астафьева. При использовании фотографий ссылка на источники обязательна.

***

Как в шутку заметила одна сотрудница Астафьевской библиотеки, «в Овсянке 20 семей Фокиных – и все родственники». Но в этой шутке есть и доля истины... Сегодня мы рассказываем о Николае Петровиче и Галине Александровне Фокиных и о том, как они хранят большую историю своей семьи.

Всем Фокиным родоночальник

Второе название речки Овсянки, на которой стоит наше село, – Фокина (или Фокин ручей). Такое название она получила, вероятнее всего, по имени Фоки Малова, одного из казаков – первопоселенцев Овсянки. Их вместе с семьями красноярские власти в последней трети 17-го века перевели в наши места «для предосторожности» – то есть для защиты города и сельскохозяйственных угодий от набегов местных племен. С маленького, но хорошо вооруженного острожка, построенного на реке Овсянке, и началась история нашего села

Судя по всему, Фока Малов появился здесь еще задолго до 30 сентября 1671 года – дня основания Овсянки. Этим числом датирована подворная перепись Красноярского уезда – первый документ, в котором упоминается деревня Овсянка. В переписи говорится, что в поселении – шесть дворов (но ведь их нужно было построить, и делается это не за день!). Перечисляются и все жители Овсянки – от мала до велика. Фоки Малова среди них нет – возможно, к тому времени он уже умер. Но упомянуты два его сына и внук – «Ивашко Фокин, сын Малово, с сыном Онтонком 10 лет да Алешка Фокин, сын Малово».

Как отмечает дивногорский историк, автор книги «Овсянские истории» Игорь Федоров, «из первопоселенцев в XVIII веке в Овсянке остались только конный казак Иван Фокич Малово с семьей да казак Лука Савич Кривогорница. В более поздних документах потомки Ивана Малово именуются Фокиными».

20 семей – и все родственники?

Так насколько же верно заявление, что все Фокины - родственники? В каком-то смысле это правда, если считать, что все овсянские Фокины – дальние потомки казака-первопоселенца Фоки Малова и его сына Ивана. Но движение человеческих потоков на протяжении 350 лет было таким сложным и непредсказуемым, что теперь уже и не разобрать, кто кому родственник, а кто – однофамилец.

Вот перед нами ведомость 1869 года. В ней отмечено, кто из жителей Овсянки пользовался услугами «мангазины»  – своего рода «склада взаимопомощи», в котором крестьяне заимствовали зерно в трудный год. Фокиных в списке больше всего – 14 человек мужского пола (заметим – взрослых, глав семейств). Судя по именам-отчествам, немногие из них состоят в родстве. Да и вряд ли бы члены одной крестьянской семьи (например, живущие под одной крышей отец и сын) стали бы брать ссуду по отдельности.


ВЕДОМОСТЬ 1.jpg

 Ведомость о ссудах из "мангазины". 1869 год


Фокинские архивы

Чтобы разобраться, кто из Фокиных кем приходится, нужна основательная работа в архивах. В ближайшее время сотрудники Астафьевской библиотеки планируют полностью в нее погрузиться. А вот в семье жителей Овсянки Николая Петровича и Галины Александровны Фокиных свои собственные обширные архивы - Николаю Петровичу и Галине Александровне удалось восстановить историю семьи «своих» Фокиных на протяжении почти двух столетий.

– Кто Фокин – тот точно местный. Но Фокиных тут так много, что если кто-то приезжий спрашивал о них в Овсянке, обязательно уточняли: а каких вам Фокиных? Наших называли петровскими. А были, например, еще и Федорановы, – рассказывает Галина Александровна.


Петр Дмитриевич Фокин и Мария Абрамовна Фокина (Граманчукова).jpg

Петр Дмитриевич и Мария Абрамовна - родители Николая Петровича. Потому-то они и "петровские" Фокины - по имени отца. 


Галина Александровна родом из Ужурского района, а Фокина – по мужу, Николаю Петровичу. Много лет назад она, молодой специалист, приехала по распределению в Овсянку. Здесь и познакомилась с будущим супругом. Не так давно Николай Петрович и Галина Александровна отметили золотую свадьбу.

Сам Николай Петрович – коренной житель Овсянки, родился в 1951 году. Его отец и дед – тоже коренные овсянцы. 

– Мой отец, Петр Дмитриевич, родился в 1910 году. Дедушка и бабушка по отцовской линии – Дмитрий Петрович Фокин (1855 года рождения) и Фетинья Елистарьевна, урожденная Чанчикова (1878-1968). Кроме моего отца, у них было пятеро детей – Николай, Михаил, Зинаида, Мария, Александр, – рассказывает Николай Петрович. – Известно мне и о дедушке с бабушкой по линии мамы, Марии Абрамовны. Дед, Абрам Филатович Граманчуков, родился в 1893 году, дожил до 1972-го. Бабушка, Екатерина Николаевна, в девичестве Старостина, прожила с 1899 по 1974 годы. Граманчуковы – фамилия не местная, не овсянская. Но в Овсянке это было довольно распространенным делом, когда парни находили невест в других деревнях, а овсянские девушки – женихов «со стороны».

Фетинья Елистарьевна и Дмитрий Петрович Фокины, бабушка и дедушка Николая Петровича, похоронены на старом кладбище Овсянки.

– Деревянные кресты на их могилах до сих пор сохранились. У деда на кресте нацарапано: «Вы в гостях, а я уже дома», – рассказывает Николай Петрович.

Фокин Дмитрий Петрович и Фетинья Елистарьевна.jpg                  изображение_viber_2021-08-23_13-46-41-299.jpg

 Дедушки и бабушки Николая Петровича Фокина по отцовской (на фото слева) и материнской линиям


Через Овсянку – проездом

Фокины живут в том же доме, в котором жили родители Николая Петровича и который строил еще его дед, Дмитрий Петрович. Дому по меньшей мере 106 лет – первые документы на него относятся к 1915 году, но не исключено, что построен он был и раньше. Дом срублен из лиственницы – как и многие дома в Овсянке. Из листвяка, говорит Николай Петрович, овсянцы много строили и во второй половине ХХ века, пока в селе работал ДОЗ. А дерево это, можно сказать, вечное.


изображение_viber_2021-08-23_11-05-20-339.jpg     изображение_viber_2021-08-23_11-03-38-930.jpg

изображение_viber_2021-08-23_11-06-22-118.jpg     гл.jpg

Большой дедовский дом Фокиных и сейчас как новый


Фокинский дом – очень большой. Настолько, что Фокины держали заезжий двор – один из пяти в Овсянке, причем постояльцы ночевали не в отдельном строении, а в том же доме, что и хозяева – правда, чаще всего на кухне, на полу. Но места хватало всем.

– Если пройдете по переулку до нынешней улицы Щетинкина (в те годы ее, конечно, еще не было) – весь этот участок принадлежал нашим Фокиным, – рассказывает Николай Петрович. – В заезжем доме зимой останавливались переночевать те, кто зимой ехал с верховьев Енисея в Красноярск – продавать на рынке что у них там лишнее было: мясо, сало. Утром рано проснутся – и по Енисею, по льду, в Красноярк. И на обратном пути у нас ночевали. А летом уже добирались до города по воде.

Постояльцы приезжали на лошадях, позже – на машинах. Оставляли их на заезжем дворе. Ладно машины, но ведь животных надо было где-то поставить, накормить.

– Отдельного двора для них не было, коней ставили в огород. После того как они там все «удобряли» естественным образом, картошка у нас была огромадная, – улыбается Николай Петрович.

Фокины держали и лавку, которую в советское время официально вроде бы и прикрыли, но торговля все равно шла. Николай Петрович называет лавку «скобяной». Продавали спички, мыло, папиросы, керосин, прочее по мелочи.

–Дела вела баба Фета (Фетинья Елистарьевна. – Прим. ред.). Я на нее насмотрелся – думаю: как бы заработать? Мимо Овсянки проходили пароходы с туристами, в селе была хорошая пристань. И вот я – мне было лет 8-10 – прибежал домой, нарвал моркови, 5-6 пучков, вымыл – и к теплоходу. Ничего, покупали у меня, – вспоминает Николай Петрович.

Был у Фокиных и огород – большой, как у многих жителей Овсянки. По словам Николая Петровича, в годы его детства местный климат отличался от современного:

– В 1955 начали строить ГЭС, климат сильно поменялся. Раньше мы садили огурцы в гряды, в назём, и даже не было мысли про какой-то целлофан, про стекла – ночи были очень теплые, и все росло как на дрожжах.


На восток – и обратно в Овсянку

Отец Николай Петровича, Петр Дмитриевич, во время войны дошел до Берлина. Два его брата – Николай и Михаил – погибли.

– Отец отвоевал – и из Германии его вместе с другими солдатами без заезда домой отправили эшелонами на восток. Мужики бросали конверты на Красноярске на вокзале, чтобы, кто сможет, передал их родным, что они живы. Домой он вернулся в 1946 году, – рассказывает Николай Петрович.

Ему самому тоже довелось побывать на Дальнем Востоке – он там в армии служил.

– В Овсянке я окончил, потом учился в ПТУ в Дивногорске на электромонтера. Из училища нас, 5 человек, забрали в армию на Сахалин, – рассказывает Николай Фокин. – Я в те годы мечтал подальше от Овсянки послужить, а то вроде как приелась. А там такая красота – мы рядом с проливом Лаперуза, корабли проходят, через пролив огни Японии видны…

Заодно выяснилось, что Овсянка нисколько не «приелась». После армии Николай Петрович вернулся на родину, работал на дивногорском заводе низковольтной аппаратуры, на железной дороге. Работает и до сих пор – в музейном комплексе В.П. Астафьева в Овсянке.


изображение_viber_2021-08-23_11-01-16-596.jpg

Дети и внуки Галины Александровны и Николая Петровича сейчас живут в Дивногорске


P.S. Сегодня мы опубликовали лишь небольшую часть из рассказанного Николаем Петровичем Фокиным. Полный вариант войдет в книгу «Овсянка: семейные истории», над которой работает Астафьевская библиотека.

И, конечно, сегодняшний наш материал – первый, но далеко не последний об овсянцах, носящих фамилию Фокины. Ведь за каждым из них – часть истории нашего села.