ПО СЛЕДАМ «ЗВЕЗДОПАДА»

ПО СЛЕДАМ «ЗВЕЗДОПАДА»

20 февраля 2017

«Звездопад» - это баллада о любви 19-летнего солдата, попавшего в тыловой госпиталь в разгар Великой Отечественной войны. Миша Ерофеев открывает глаза, придя в себя после тяжелой операции, и видит медсестру Лиду, в которую влюбляется с первого взгляда.
Повесть была написана в 1960 году, спустя 15 лет после войны. Астафьев воздержался в ней от рассказов о боях, героических подвигах, рисуя совершенно будничный быт тылового госпиталя. Повествование ведет взрослый человек, вспоминающий свою молодость, свою первую любовь. В повести много автобиографического. Главный герой «Звездопада», как и сам Виктор Петрович, из села Овсянка Красноярского края, он воспитывался в детском доме, учился на составителя поездов. Читая произведение, невольно проникаешься убеждением, что и эта романтическая история произошла с самим писателем.
Тема любви начинает звучать с самых первых строк: «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпитале. Об этом я расскажу сам. О своей любви мне рассказывать не стыдно. Не потому, что любовь моя была какой-то уж чересчур особенной. Она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет, пожалуй. Один поэт сказал: «Любовь - старая штука, но каждое сердце обновляет ее по-своему».
Но отношениям влюбленных не суждено было перерасти во что-то большее. Вмешалась мама Лиды, украдкой от дочки сказавшая Мише слова, после которых он стал бороться со своим чувством: «Не ко времени это все у вас, Михаил! Еще неделя, ну, месяц, а потом что? Потом-то что? Разлука, слезы, горе!.. Предположим, любви без этого не бывает. Но ведь и горе горю рознь. Допустим, вы сохранитесь. Допустим, вас изувечат еще раз, и не сильно изувечат, и вы вернетесь. И что?.. Какое у вас образование? Лидка тоже еще на перепутье. Институт даже не кончила. В общем, Михаил, будьте взрослым. Сделайте так, чтобы ваши отношения не зашли далеко».
Слова Лидиной мамы запали Мише глубоко в сердце: «забивая душевную смуту, эту, насквозь меня пронзившую после разговора с Лидиной матерью, горесть, даже не горесть, а недомогание какое-то, боль, еще не изведанную мной, точнее, не похожую на те боли, которые я изведал от ран, ушибов и тому подобных пустяков. Я вспоминал, мучительно вспоминал название этому и вспомнил – страдание!».
Вскоре пришло время возвращаться Мише на фронт. Для Лиды расставание было хуже смерти, она даже хотела пойти на должностное преступление, поставив Мише в медкарте высокую температуру, чтобы он еще на какое-то время остался в госпитале. Но Миша запретил ей делать это и отправился на пересылку – ждать своей отправки на фронт.
На пересылке, когда Лида пришла на свидание к Мише, она была такой же, как и прежде. А Миша после разговора с мамой Лиды уже был другим: «Она рванулась ко мне навстречу, и я рванулся было к ней, но вдруг увидел себя чьими-то чужими, безжалостными глазами, в латаных штанах, в огромных, расшлепанных ботинках, в обмотках, в ветхой гимнастерке, безволосого, худого.
Я остановился, и, когда Лида подошла и не подала мне руки, а лишь испуганно глядела на меня, спросил, стиснув зубы:
- Зачем ты пришла?».
Миша прогнал от себя Лиду. Вот как автор описывает его душевное состояние после этого: «Я залез на нары, глухо укрылся шинелью и плакал молчком до тех пор, пока были слезы. Потом я лежал просто так, обессиленный слезами, и впервые в жизни узнал, как может болеть у человека сердце».
Вряд ли слова матери девушки могли так подействовать на юного солдата, что он легко отказался от любви. Нет, дело не в матери – солдатик попался особенный. Каждый первый пропустил бы мораль матери мимо ушей, но не наш главный герой. Мишу отрывает от девушки глубокая ответственность за ее будущую судьбу в случае его гибели на фронте. Его мораль оказалась сильнее инстинктов.
… В 1981 году режиссером Игорем Таланкиным был снят фильм «Звездопад». В нем эпизоды событий в госпитале чередуются с воспоминаниями Миши о детстве, прошедшем на берегах Енисея. Медсестра Лида кажется ему той самой девочкой из детства, к которой он испытал что-то похожее на первую, еще детскую влюбленность. Кадры из детства Миши были сняты в Дивногорске. Специально для фильма на берегу Енисея, около бывшей гостиницы «Бирюса» (это место называют «лягушатником»), было построено целое деревенское подворье.
В съемках была задействована детвора из Дивногорска. Главную детскую роль в нем сыграла Надежда Владимировна Голубчикова. Тогда ей было 6 лет, и фамилия у нее была Бочкова. Так случилось, что девочка, приехавшая из Москвы, отказалась сниматься. В поисках новой актрисы представители съемочной группы направились в ближайший детский сад № 14, где и нашли Надю Бочкову, прекрасно сыгравшую свою роль. Вечером мама пришла забрать дочку из детского сада, а ребенка там нет – он на съемках!
Несмотря на юный возраст, по словам Надежды Владимировны, она понимала, что от нее требует режиссер. Когда нужно было – смеялась или становилась серьезной. А вот плакать девочку не стали заставлять, чтобы не травмировать психику – просто что-то закапывали в глаза.
  Кстати, съемки проходили в конце сентября, когда в Сибири уже прохладно, а сценические костюмы – платья, рубашки - были на артистах летними. Надежда Владимировна подарила библиотеке-музею фотографию, на которой видно, что «киношники», снимающие Надю в легком платьице, сами одеты в куртки. Хорошо, рядом с девочкой всегда была мама, заботившаяся, чтобы дочь не простудилась.
Восьмиклассники с интересом слушали Надежду Владимировну, вспоминавшую свое детское приключение. Ребята спросили ее: не хотелось ли стать актрисой после окончания школы? По словам Голубчиковой, она делала попытку поступить в Ленинградское театральное училище, отправив туда запрос. Ей ответили: нет возможности предоставить жилье иногородним. Банальная причина, но Надежда Владимировна ни о чем не сожалеет. Она окончила факультет юриспруденции Российского государственного социального университета и сегодня работает в отделе кадров на ЛМЗ «СКАД». И благодарит судьбу за то, что с подачи Виктора Астафьева вошла в анналы отечественного кинематографа.
…Ученики школы № 7 познакомились на мероприятии с еще одним интересным человеком. Журналист газеты «Аргументы недели» (г. Красноярск) Софья Григорьева прочла свое стихотворение, посвященное Виктору Петровичу, и рассказала ребятам о впечатлениях после встреч с Астафьевым, на которых ей довелось побывать.
Хочется надеяться, что все услышанное в библиотеке-музее ляжет на благотворную почву в душах подростков и когда-нибудь прорастет уважением к творчеству великого земляка.

Возврат к списку