История с кандалами

История с кандалами

09 августа 2021

Наталья Андреевна Емельянова (Устинович), музейщица и писательница, поделилась с нами удивительной историей из своего детства, обернувшейся настоящим открытием. Детство Натальи Андреевны прошло в Овсянке. И однажды в лесочке вблизи села они с отцом и братом нашли старинные кандалы... 

Но передаем слово самой Н.А. Емельяновой. 

История с кандалами

У меня есть рассказ, «Вариша» называется. В нем я вспоминаю историю из своего детства. Жили мы тогда в посёлке Молодёжном, рядом со старинным селом Овсянка. У отца всегда в голове было много романтических идей, и он повел меня и младшего братишку поздней осенью в лес, выкопать маленькие деревца: лиственницу, берёзку, черёмушку и шиповник. Зимой они у нас в комнате распустились, зацвели. Это была настоящая весенняя сказка среди зимы. Но какой же лес без птиц! И вот синичка сама залетела к нам через открытую форточку. Она прожила у нас всю зиму, а за привычку таскать еду с обеденного стола, а то и прямо с тарелки получила своё имя – Вариша.

Но в том рассказе я не упомянула одну интересную деталь: когда мы выкапывали деревца, под лопатой заскрежетала железная цепь. Конечно, мы её вытащили. Это оказались кандалы. Да, те самые ножные кандалы, в которые заковывали каторжан. Дома мы их отмыли, очистили от ржавчины. С одной стороны клёпка на кандалах была распилена или разрублена, в отверстиях прикипели остатки этой клепки. С другой стороны отверстия для клепки были пусты. Конечно, мы гадали, кто же мог бросить эти кандалы в лесу, явно беглый каторжанин.

Когда к нам зашел отцов друг, директор школы Фёдор Никифорович (Бетехтин - Прим. ред.), он даже пытался примерить эти кандалы, на свою ногу. Правда, нога была у него искусственная, не гнулась в колене, а свою он потерял на войне. Их с отцом заинтересовали несколько звеньев тоненькой цепи, прикреплённых к середине мощной кованой цепи кандалов. Решили, что этой цепочкой кандалы крепились к поясу, что бы ни волочились по земле при ходьбе.

А место, где мы нашли это кандалы – совсем недалеко от Молодёжного, рядом с большой поляной. В Овсянке, растянувшейся вдоль енисейского берега, плодородной земли не много, только на небольшие огороды и хватает. А эта большая поляна в стародавние времена скорей всего была пашней кого-то из овсянских. Потом на этой поляне обустроили новое овсянское кладбище: старое кладбище в Овсянке оказалось зажатым под скалой и железной дорогой и больше не могло никого принять… 


Кандалы, да не людские…

А вспомнила я об этих кандалах, когда уже работала директором музея и картинной галереи в селе Большая Уря Канского района. Село это уже два с половиной века стоит на Московском тракте. Все проезжающие, хоть на восток, хоть на запад, непременно останавливались здесь на почтовой станции, меняли лошадей. Радищев и Чехов упоминали эти места в своих заметках. Старожилы рассказывали, что и будущий царь Николай II, а в то время цесаревич, возвращаясь из поездки на Дальний Восток, останавливался в Большой Уре. Показывали даже сохранившийся дом, в котором его принимали. Рассказывали также, что от этого дома до церкви местные крестьяне постелили домотканые дорожки, что бы царь мог пройти не по деревенской грязи, и отстоять в церкви службу. Может, так и было, никаких документальных подтверждений этому нет.

Но точно подтверждено, что через село проходил кандальный путь. Для ночлега арестантов было построено специальное помещение. Сейчас старинной улице, на которой оно находилось, вернули историческое название – Этапный переулок.

В Большой Уре по инициативе директора совхоза, заслуженного работника культуры Анатолия Ивановича Ярошенко, был организован музей. А в нем собран богатейший материал по истории села, годах коллективизации, односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, о культуре и новых успехах. Мне посчастливилось работать в этом музее. Его фонды постоянно пополнялись: жители сами приносили и старинные предметы быта, и фронтовые письма и редкие фотографии. Однажды тракторист, пахавший поле, вывернул плугом кованые цепи и принес их в музей. Поскольку через село проходил кандальный путь, все решили, что это кандалы. Я как смогла, отчистила эти цепи, выставила в экспозицию, сделала этикетку.

Зашел как-то в музей местный дедуля. Я стала ему рассказывать, что у нас тут представлено. Но оказалось, что этот дед может сам рассказать мне историю села, побольше, чем знаю я. Он взял в руки наши кандалы: «О! Конские путы».

– Почему путы?

– Да, вот смотрите: так ими опутывали передние ноги коней, а здесь замок, его замыкали на ключ. Сейчас он, возможно, замкнут, а может просто приржавел и не открывается. В Большой Уре лошадей держали хороших, а из ночного спутанных верёвкой часто воровали. Придет утром хозяин за конем, а коня-то и нет, одна верёвка разрезанная валяется. Тогда стали заказывать кузнецам железные путы.


DSC06056.JPG

Кандалы, найденные в Большой Уре, оказались конскими путами. Они явно не похожи на "овсянские", предназначавшиеся для человека...


Я вспомнила, что цепи, найденные в детстве, действительно выглядели по-другому. Те, «овсянские», явно были предназначены человеку… Но прошло столько лет, где же их искать? Я списалась с братом (его судьба занесла в Кызыл). Он и сообщил, что еще мальчишкой спрятал кандалы на нашей даче в Усть-Мане.


Кандалы на даче

Дождавшись отпуска, я поехала на поиски клада. Это был действительно клад, потому что брат зарыл кандалы в опилки над окном нашей дачи-засыпушки. Дачу отец давно продал, так как мы все разъехались, а ему одному дача была ни к чему.

С волнением я подходила к нашему любимому «родовому гнезду». Новые хозяева сказали, что они действительно находили кандалы, но отдали их соседским мальчишкам на игрушки. Мальчишки заартачились: знать ничего не знаем. Я совсем упала духом. Вдруг вижу, самый маленький тащит тяжеленные кандалы. Моему ликованию не было предела! К счастью у меня в сумке оказался кулёк конфет, было чем отблагодарить.

Так в Большеуринском музее появился новый экспонат – настоящие кандалы. А на конских путах этикетку я поменяла.


DSC06055.JPG

Кандалы, найденные в Овсянке, пополнили коллекцию музея Большой Ури


Я много размышляла, как оказались эти кандалы в лесу близ Овсянки, сопоставляла многие факты. И вот что у меня получилось. Ссыльных и арестованных мимо Овсянки отправляли вверх по Енисею на различных судах. Первая остановка после Красноярска – Скит. Сейчас на этом месте вырос город Дивногорск, а от здания Знаменского общежительного мужского скита остался только нижний сруб, и его отдали под мастерские дивногорским художникам. А когда-то это был вполне солидный монастырь с чудотворной иконой, посещаемый тысячами паломников. Двуглавая красавица церковь Знамения Божией Матери, выкрашенная светлой краской, за что и получила прозвание «белая лебедь», встречала проезжающие по Енисею суда. Было традицией проводить здесь молебен о благополучном плавании в верховья. Дорога впереди предстояла трудная. Монахи выносили на продажу проезжающим выпечку, мёд, цветы, ягоды и другую продукцию своего производства.

Как не предположить, что именно в этом месте, кто-то из каторжан-кандальников и совершил побег. Кто он был, варнак или политический, Бог ведает. Но человек, видимо, был отчаянный, но к тому же и расчетливый. Заранее просмотрел проплывающие мимо берега и решил сплавиться обратно по течению. Может, угнал для этого у монахов лодку, а может, соединил 2-3 бревна в небольшой плот. Проплыл мимо впадающей в Енисей Маны и причалил к берегу ниже Манского быка, огромной скалистой глыбой выпирающего в Енисей. (Сейчас этого быка уже нет, его взорвали при строительстве железной дороги на Дивногорск.) Плыть до Овсянки, а тем более до Красноярска ему не было резона, в кандалах-то. Поднялся на горку и дошел до заимки. А на той большой поляне, конечно же, была заимка. А на заимке – какая-то постройка, избушка или балаган для хранения крестьянских инструментов, для ночёвки в плохую погоду. Там-то беглец и нашел, чем избавиться от ненавистных кандалов. Может, и из одежды чего прихватил, не выходить же к людям в арестантском.

А брошенные им кандалы так и пролежали в лесу, пока мы на них случайно не наткнулись.

Тэги: поселок Молодежный, история Овсянки, Скит, Наталья Емельянова, Мана, Усть-Мана.