«Фильм простой, доступный для народа». А.И. Вычужанина о съемках фильма «Сюда не залетали чайки»

«Фильм простой, доступный для народа». А.И. Вычужанина о съемках фильма «Сюда не залетали чайки»

«Фильм простой, доступный для народа». А.И. Вычужанина о съемках фильма «Сюда не залетали чайки»

28 марта 2022

В 1977 году в наших местах проходили съемки фильма режиссера Булата Мансурова «Сюда не залетали чайки» (вышел в прокат в 1978 году) по повести Виктора Астафьева «Перевал».

Картина снималась преимущественно в поселке Усть-Мана – там жила съемочная группа, туда же приезжал и Виктор Петрович. В тот период он еще не вернулся на родину, в Красноярский край (это произошло только в 1980 году), он и его семья постоянно жили в Вологде. А во время съемок Астафьев останавливался у Антонины Иннокентьевны Вычужаниной

Подружились с ней и ее супругом Карпо Авраамовичем Гаращенко и члены съемочной группы. Много лет после окончания съемок артисты и режиссеры переписывались с Антониной Иннокентьевной и Карпо Авраамовичем, присылали им подарки.

Вот что вспоминала Антонина Иннокентьевна об этом времени в беседе с сотрудниками Астафьевской библиотеки (воспоминания, записанные на аудио в начале 2000 годов, публикуются в сокращенном и отредактированном виде). 

***

Съемки проходили летом. Приехали они, кажется, в мае – вся группа, с аппаратурой, со всем. Артисты подъезжали и первым делом заходили к нам – повидаться с Виктором. Он их всех встречал, и я тоже. Баню им топили. А потом они ехали вверх по Мане – им там сколотили огромный барак.

Когда Виктор жил у нас, мы с Карпо спали в одной избе, а он другую избушку занимал. Много работал вечерами, ночами. Очень много писал! В его письмах есть про это: мол, Антонина, у вас я закончил две главы «Последнего поклона» благодаря тебе и Карпо. Приятно это читать. У меня вон стоят Астафьева книги – 14 штук он мне подарил. И письма там же хранятся.


ф 2 0012 Астафьев В П и Гаращенко Карпо Авраамович во вре.jpgф 2 0013 Астафьев В П и Гаращенко Карпо Авраамович во время.jpg

В.П. Астафьев и К.А. Гаращенко - супруг А.И. Вычуэаниной - во время съемок фильма. 1977 год


Я ему готовила как могла. Утром бегала к соседям, у всех коровы были. Приносила ему простоквашу, он ее любил. Покушает – и пойдет гулять. Я еще тогда Виктору Петровичу говорила, чтобы он переезжал на родину, я бы ему помогала хоть овощами, картошкой.

Однажды уговорил меня: давай, Антонина, пойдем к Анне – там свежую рыбу привезли, она пирогов настряпала. Анна Константиновна (Потылицына. – Прим. ред.) – это и ведь его тетка, и моя тетка, она жила с его дядей Колей (А.К. Потылицына и П.Н. Ярославцева, мать А.И. Вычужаниной, – урожденные Шахматовы. – Прим. ред.). Помню, как мы с ним шли в гору и встретили змею. Начали за ней гоняться, а она от нас убежала в траву... По дороге Виктор все вспоминал, как я учительствовала, как собирала цветы, как знала названия всех трав. Я-то от мамы это знаю, а он от бабушки. Лечились-то раньше травами.

***

Для артистов я тоже настряпаю чего-нибудь и повезу им – машину к нам подгоняли и везли. Не забуду никогда Павла Петровича Кадочникова: «Ой, – говорит, – Тонечка, ты опять привезла чего-то!». Я говорю: «Привезла вам пирогов и калачей». Он сидит рыбачит и перекусывает: то огурцами-помидорами – у нас огород был – то свежей картошки ему наварю.

У них (У съемочной группы. – Прим. ред.) сколочена была баржа большая, костер прямо на плоту горел, чайник кипятили, я там была раза два или три. Смотрю – время они там хорошо проводили. Виктор Петрович тоже там был все время.


В.П.А. с актерами кино-1977.jpg

В.П. Астафьев со съемочной группой. 1977 год


Из артистов еще, помню, Воскресенский был, такой молодой (Вячеслав Воскресенский. – Прим. ред.). И артисточка такая беленькая, хорошенькая, Фешу играла. (Елена Мельникова. – Прим. ред.). Феша была вроде продавцом, по участкам плавала, привозила водку, продукты, зарплаты лесникам. И на каждом участке останавливалась. Вот такая роль у нее была. Приятная такая артистка. Все время ее на экране вижу.

Вот фотографии – Воскресенский, Кадочников и Мансуров, самый главный режиссер. А вот собака большущая сидит – она всё время была с ними. Но ее чего-то потом не взяли на самолет без справки. Я говорю – да пусть у нас живет. Кормила ее. Она долго тосковала по Мансурову.


Из архива Васильевой-1.jpg

П.П. Кадочников и В.П. Астафьев на встрече с дивногорцами. 1977 год


***

Однажды мне говорят: Антонина Иннокентьевна, собирайтесь, будете у нас действующим лицом. Приедет как будто ваш муж издалека, с севера, с рыбалки, а вы должны его встречать. Мне дали сарафан, платок. Я должна была подойти к лодке, руками вот так развести с радостью – вот, мол, приехал. Это есть в фильме – мы на высоте стояли, много нас там было баб, а в это время лодка подплывала – наши мужья приехали с севера. Интересно было. Местные люди с удовольствием помогали, в съемках участвовали. Во-первых, платили три рубля в день, а в то время эти денежки стоили дорого. Я и то заработала. Но за это наполучала от Виктора: «Ты че, тебе дома нету работы? Вон иди готовь на кухню!». Я и готовила – то рыбу ему жарю, то борщи делаю, то картошку с мясом.

А Карпо нравилось, что я туда хожу. Увезут, привезут, еще и три рубля в кармане.

***

Фильм очень хороший, он всем понравился. Простой, доступный для народа. И мне понравилась простота игры артистов. К нам сюда приезжала замдиректора «Мосфильма» Ада Репина, тоже жила у меня некоторое время. Говорила мне: «Антонина Иннокентьевна, очень удачный фильм получился, очень хороший».

***

Прощальный обед тоже у меня проходил. Виктор Петрович позвал 64 человека – всю съемочную группу и всех своих родственников. А моих три человека было…

Столы стояли во дворе буквой П, съемочная группа сидела отдельно. Тетя Нюра калач состряпала, а я принесла вот такую чашку рыбы – хариусов, сосед привез их с Байкала. И мясные блюда были, и пироги – соседи мне помогли настряпать. Водки было 20 с лишним бутылок – Виктор Петрович купил за свои деньги.

Павел Петрович Кадочников сидел в центре стола, Роза, его жена, рядом. Я когда эту рыбу к Павлу Петровичу затаскивала, аж под стол залезла – он меня там с этой чашкой встречал. И так он был рад этой рыбе – возьмет и аж целует ее. И говорит потом: «Никогда не забыть, Антонина Иннокентьевна, ваш дом и ваше гостеприимство», – в таком вот духе. Я стеснялась, конечно. Говорю: чем богаты, мол, тем и рады. И артисты были очень довольны тем, как прошли съемки. Адочка вот эта, замдиректора «Мосфильма», тоже всё говорила, как хорошо их встретили сибиряки.

Я в то время еще плакала – мне жалко было сына отпускать: он с женой и с ребенком уезжал насовсем жить на Украину. Кадочников меня, помню, приобнял, отвел в сторону, вот здесь около бани мы стояли. Говорит: «Милая Антонина Иннокентьевна, вы любите своего сына?» – «Очень». – «Ну вот и отпустите его с богом». Ну вот и отпустила… Он ведь там разбился насмерть…

2022-01-17_001.jpg

2022-01-17_002.jpg

2022-01-17_003.jpg

Письмо режиссера Б.Б. Мансурова А.И. Вычужаниной и К.А. Гаращенко, написанное вскоре после гибели их сына Валерия


***

Мы попрощались со съемочной группой, очень грустно было расставаться. Очень коллектив хороший был, мы все стали как родные.

Потом письма писали друг другу. А артисты мне выслали 11 или 12 посылок, и все с конфетами. Ада Викторовна Репина тоже посылку прислала – пять железных тарелок. А я еще во время съемок подарочек сделала Мише (Миша Егоров, исполнитель роли Ильки. – Прим. ред.) - красную кофточку подарила. Зашел он как-то ко мне, я говорю: возьми, а то мерзнешь. Он сперва отказывался, а уж как надел, так больше и не снимал.


Тэги: Вычужанина, Астафьев, кино в Овсянке, Усть-Мана, Мана, Карпо Гаращенко, Шахматовы, Потылицыны.