ЛЮБИМЫЙ МЕСЯЦ – МАЙ

ЛЮБИМЫЙ МЕСЯЦ – МАЙ

23 ноября 2022

Материал проиллюстрирован фотографиями из музейных фондов Библиотеки-музея В.П. Астафьева

Автор этой статьи - Галина Максимовна Шленская (1932-2012), литературовед, литературный критик, профессор кафедры истории литературы и поэтики Сибирского федерального университета. С именем Галины Максимовны связано создание факультета филологии и журналистики Красноярского госуниверситета и Астафьевского научно-образовательного центра (2004 год).  

Г.М. Шленская была близко знакома с В.П. Астафьевым, исследовала его творчество. Ей принадлежит и идея создания сборника "...И открой в себе память" с воспоминаниями об Астафьеве: Галина Максимовна была главным редактором всех его выпусков (с главами второго выпуска, составленного при участии сотрудников Библиотеки-музея, можно познакомиться здесь). 

Во второй выпуск сборника "...И открой в себе память" включена и публикуемая ниже статья. Автор рассказывает об ответах на вопросы анкеты, предложенной В.П. Астафьеву сотрудниками библиотеки, и проводит параллели между ответами Виктора Петровича и вехами его творческой и личной биографии. 

Вопросы анкеты, упоминаемые в статье, выделены курсивом нами.

***

Галина Шленская

ЛЮБИМЫЙ МЕСЯЦ – МАЙ

Астафьеву часто приходилось заполнять анкеты и отвечать на многочисленные вопросы журналистов – и дома, и за рубежом. Вопросы повторялись, и, естественно, ответы на них, лишь меняясь по формулировкам, совпадали в своей содержательной сути. Но среди анкет, предложенных Виктору Петровичу, была одна не совсем обычная. Ее составили работники библиотеки в Овсянке Анна Епиксимовна Козынцева и Галина Филатовна Устюжникова

Выстраданное

 Анкета открывалась просьбой назвать свой самый лучший период жизни, на что Астафьевым был дан лаконичный ответ: «Детство». Несмотря на раннее сиротство, бродяжничество, бездомье и голод, пережитые им в эту пору… Все же – детство! Единственно возможный ответ для автора «Последнего поклона» и «Оды русскому огороду», ибо всю свою жизнь мыслью, душою и сердцем, в своих маршрутах и творчестве Астафьев стремился туда, «где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь». В этих строчках «Оды русскому огороду» дана астафьевская формула любви «к родному дому, родному берегу», которая у каждого большого писателя своя.

На заключительный вопрос анкеты: «Чего вы боитесь?» – Виктор Петрович столь же лаконично ответил: «Войны». Страшная Вторая мировая вошла в жизнь автора романа «Прокляты и убиты» в пору наибольшей ранимости и впечатлительности, став ключевым событием жизни, определила, как и для других писателей его поколения, главную тему астафьевской прозы. Она, напомню, началась рассказом «Гражданский человек», первым в творчестве писателя, и завершилась вызвавшим поток яростных дискуссий романом «Прокляты и убиты», тремя повестями - «Веселый солдат», «Так хочется жить», «Обертон» - и пронзительным рассказом «Пролетный гусь», в котором прорвалась сдерживаемая так долго в нашей литературе «слеза несбывшихся надежд». Война не оставляла его и во сне: «Болеть нам ею – не переболеть, вспоминать ее – не перевспоминать».

Так ответы на первый и последний вопросы анкеты, словно став «обрамлением», вернули нас к двум берегам астафьевской прозы.

 «Совестливая традиция»

 Конечно, и в «овсянской» анкете был «набор» постоянных для этого жанра граф: о призвании, наградах, литературных пристрастиях, любимых занятиях… Ответы на них можно было предположить заранее.

Ваше призвание? – Литература.

Ваши увлечения? – Рыбалка, огородничество.

В каких странах бывали? – На этот раз все разрастающийся от анкеты к анкете перечень стран, которые посчастливилось увидеть (Япония, США, Испания, Франция, Греция, Югославия, Австрия, ФРГ, Колумбия, Перу, Финляндия, Польша – четырежды, ГДР – трижды, Болгария, Венгрия) Виктор Петрович завершил репликой: «И еще где-то, забыл»: помнить многочисленные поездки становилось все труднее.

Читая «овсянскую» анкету, невольно соотносишь ответы писателя с его размышлениями на заданные темы в прозе и публицистике, со сказанным им на встречах с читателями и в личных беседах.

Можно было не сомневаться, что среди любимых прозаиков и поэтов прошлого Астафьев назовет Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Лескова… Для него это не только ряд блистательных имен художников слова, принесших мировую славу России. Это и определение самой дорогой для писателя («совестливой», как сказано в одном из его выступлений) традиции, которую он вместе с другими писателями-современниками, творчески близкими ему (В. Распутин, В. Белов, Е. Носов, Ю. Нагибин), продолжил. Это и утверждение ответственности за произнесенное слово, о чем он не уставал напоминать своим собратьям по перу: «… в литературе русской не должно быть никакого баловства, никакой самодеятельности, нет у нас на это права. За нашей спиной стоит такая блистательная литература, возвышаются такие титаны, что каждый из нас, прежде чем отнять у них читателя хотя бы на день или час, обязан крепко подумать над тем, какие у него есть на это основания».

Конечно же, своим любимым произведением в прозе Виктор Петрович назвал «Мертвые души». Имя Гоголя в его публицистике упоминается постоянно. Гоголевская поэма для Астафьева – и учебник, и энциклопедия русского национального характера, и явление высочайшего художественного достижения, с которым трудно сравниться даже и последующей блистательной литературе. Гоголь, по определению Астафьева, писатель «уникальный». Он «требует Зрелого» (Астафьевым это слово написано с большой буквы) читателя, каким каждому из нас когда-нибудь предстоит стать: «И если человечество не сбесится, оно прочтет Гоголя».

Конечно же, любимым стихотворением Астафьев назвал пушкинского «Пророка». «Глаголом жги сердца людей» - эта заключающая его строка резонирует во всех раздумьях Астафьева над тем, «что есть поэзия?» Так названо и лирико-философское эссе, ставшее последним из написанного им. В нем Астафьев утверждает: поэт трудится с верой в то, что его слово спасет мир от бурь и потрясений, избавит человека от одиночества, утешит, ибо поэзией двигала всегда вера в добро и милосердие: «Поэт и музыкант всех ближе к небу и Богу».

Имена исторических деятелей, которым он отдал на страницах анкеты предпочтение (Протопоп Аввакум, императоры – Александр-Освободитель, Николай II, Бакунин, Столыпин) – могли бы стать предметом новых нападок на Астафьева его оппонентов.

 ф 2 0112 Г М Шленская В П Астафьев Л Н Жуковская в краевой .jpg

Г.М. Шленская (на фото - слева), В.П. Астафьев, Л.Н. Жуковская в краевой научной библиотеке

«Созвучие»

Среди вопросов, содержащихся в анкете, может быть, особенно интересны вопросы, если их так можно определить, эмоционально-психологического плана. И спровоцированные ими самохарактеристики писателя не могут не вызвать интерес. 

Определив свой характер как «весьма противоречивый», Астафьев к своим достоинствам отнес умение не изменять любимому делу, терпеть, а к недостаткам – разбросанность, что, впрочем, у нас, знающих его громадную работоспособность, результатом которой стало пятнадцатитомное собрание его сочинений, может вызвать недоумение. Но, пожалуй, такое признание свидетельствует более о чрезмерной требовательности писателя к себе. 

О своих неудачах Астафьев говорить отказался. На вопросы: «Чему вы удивляетесь?» и «Что вас раздражает?» - он ответил соответственно: «Глупости человеческой» и «Современная жизнь русских людей». И уж читатель-то знает, как Астафьев, наделенный от природы большим лирическим даром, был нетерпим, беспощаден и едок, когда речь заходила о темных сторонах жизни его народа и негативных чертах его характера, чем он и давал повод упрекать себя в якобы нелюбви к своему народу. Тут Астафьев-лирик превращался в беспощадного сатирика. 

И все же на вопрос: «Ваша надежда?» - писатель ответил «На разум людей, который они все больше теряют». Такую надежду он выражал не раз в своей публицистике, вспомним хотя бы строки его статьи со знаменательным названием «Где наш предел?»: «Может мы еще успеем покаяться, и что-то полезное и разумное сделать на этой земле, и научим разумно, не по-нашему, распоряжаться жизнью своей и волей наших детей и внуков». Требование опамятоваться, пожалуй, определяет главный пафос творчества Астафьева. Может быть, поэтому один из выдающихся музыкантов нашего времени Евгений Колобов (книга «Созвучие») писал, что в прозе Астафьева «есть… «темные» и страшные места, но от них идет ослепительный свет».

Некоторые астафьевские ответы отразили внутреннее движение писателя на его жизненном пути. На вопрос о том, какое время дня он предпочитает, Астафьев ответил: «Утро – в молодости, вечер – в старости». В подобных ответах появляется нота горечи.

Вопрос: «Самая большая радость?».

Ответ: «Было рождение детей, сейчас и не знаю, чему радоваться…».

И уж совсем явно эта горечь звучит в ответе на вопрос: «Что приводит в восторг?» - «Ничего, разве что музыка, да и то прошлого века». Музыкальность Астафьева, неприятие им многого из того, что происходит в современном «музыкальном мире», его пристрастие к классической музыке известны, об этом много писалось… и в «овсянской» анкете он снова назвал своими любимыми композиторами Мусоргского и Баха, Гаврилина и Свиридова, но на первое место поставил имя Верди, а его «Реквием» назвал своим любимым музыкальным произведением. Случайно ли? 

«Цветок от сердца»

Случайных ответов в анкете Астафьева нет даже на полушутливо, казалось бы, заданные вопросы.

Любимым цветом он называет зеленый – цвет жизни, цвет весеннего луга, цвет, леса, тайги, бабушкиного огорода, с которого для Мальчика началось открытие мира. В описании же огорода, сожженного фашистами (одно из самых чудовищных, по признанию автора «Оды русскому огороду», воспоминаний о войне), нет и блика этого цвета, есть только краски тлена и смерти.

Любимый Астафьевский месяц, как мы узнаем из анкеты, – май, месяц, когда зеленым покровом одевается земля, начинается новый круг жизни. Май – месяц рождения нашего великого земляка. Май – месяц Победы, купленной неисчислимыми жертвами, но вернувшей – вернувшей! – жизнь к ее естественному состоянию.

Любимый цветок Астафьева, уж это-то известно совсем юным его читателям, - стародуб. Цветок цвета солнца. Цветок, ставший символом романтической – нет не любви! Скорее – грезы о ней. Цветок стародуб – астафьевская эмблема, его изображением Астафьев часто украшал автографы на книгах своих читателей-счастливчиков, добавив слова: «Стародуб – цветок от сердца».

Для отпуска, как явствует из анкеты, Астафьев, всегда ощущающий в себе «частичку души природы», предпочитал осень. Ее описанию посвящено немало поэтических страниц в его прозе. Осень для него – пора, когда «все вокруг обретает смысл и цвет». Когда появляется потребность в самоочищении, когда неизбежны мысли о скоротечности жизни, рождающие в душе вопрос: зачем так скоро?

Многочисленным поклонницам Астафьева, читая анкету, можно уже прямо из уст самого классика узнать, какому типу женщин он отдавал предпочтение: «Не толстой и не тощей, покладистой, ласковой, в меру умной». Хочется к этому прибавить, что в одном из своих последних интервью писатель признался, что он, наконец, ждет появления в нашей литературе Мадонны с младенцем на руках.

«Жизнь в радость и с пользой для людей» - так определил свой девиз в «овсянковской» анкете Астафьев. И ему удалось прожить в соответствии с ним. И хотя на его пути было много невзгод и горестей, жизнь одарила его и многими радостями, которые выпадают лишь немногим, а уж о жизни «с пользой для людей» и говорить не приходится… 

Как это было…

И еще маленькое «послесловие» об истории этой анкеты со слов ее составительницы. После того как Анна Епиксимовна вручила Виктору Петровичу анкету, он несколько дней не появлялся в библиотеке. И это стало поводом для многих переживаний: Астафьев очень занят, Астафьев нездоров, а мы тут еще обременяем всякими просьбами… Дня через три-четыре Виктор Петрович появился: «Вот, заставили меня работать. Отрабатывать будешь, давай готовь окрошку». А в графе «Ваши слабости» уже заполненной им анкеты было написано: «Не умею отказываться, иначе не заполнил бы эту анкету».

 

 

 

 

Возврат к списку

blue film dikhao pornstarsporn.net indian hairy pussy tv series in philippines pinoytvpage.com ang probinsyano december 27 2021 full episode desi bin .com soloporntrends.com open hindi sex video nayanthara xvideo bustyporntube.info www.bp videos realitykings.com bustyporntube.net xxvideos tamil
sat marks bravosex.mobi karala bf jessica soho time teleseryeme.com ghost doctor episode 14 nazriya hot images cumshotporntrends.com pk sexy video khatarimaza goodtastemovs.com bdmms.com فيديوهات سكسك tinatube.net فديوهات سحاق
free download sexy indian videos pornod.info hind six vido سكس جميلات العرب x-arab.com نيك بورنو سكس بنات عارية arabpornheaven.com افلام اجنبى جنسية shruti hassan sexy hot pics publicporntrends.com r suhasini sexy pron videos umkatube.mobi b grade movie sex