Наука по понедельникам. Как изучать прозу Астафьева в школе?

Наука по понедельникам. Как изучать прозу Астафьева в школе?

Наука по понедельникам. Как изучать прозу Астафьева в школе?

21 01 2023

На фотографии из фондов Библиотеки-музея: В.П. Астафьев на встрече с читателями

Сегодня в проекте "Наука по понедельникам" мы предлагаем познакомиться с фрагментами статьи Анастасии Викторовны Фирсовой (на момент написания работы - магистрантки Московского государственного педагогического университета) "Методика изучения рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в 8-м классе в контексте автобиографической прозы"

Работа А.В. Фирсовой была опубликована в 2019 году в научно-методическом электронном журнале "Концепт".  С полным текстом статьи можно познакомиться по ссылке

Мы знаем, что среди посетителей нашего сайта и подписчиков соцсетей немало учителей-словесников. Предлагаем вместе обсудить статью. 

Все выделения курсивом в тексте - наши

***
Проза В. П. Астафьева привлекает современного учителя своей автобиографической составляющей. <...> В данной статье речь пойдёт о современной модели изучения рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в 8-м классе в контексте автобиографической прозы писателя. <...> Изучение творчества В.П. Астафьева в рамках русской литературы XX века отражено в рабочих программах по литературе под ред. Г.С. Меркина, В.Я. Коровиной. В рабочих программах акцентируется внимание на том, что в 8-м классе учащиеся должны получить представление о мировоззрении писателя, о его нравственном и эстетическом идеале.

<...>


На наш взгляд, современным детям принципиально важно донести, что они живут прежде всего в определенный исторический момент и сами могут творить историю. Например, в своей статье Л.С. Айзерман, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации, пишет, что «история совершается не только в верхних слоях атмосферы, но и здесь, рядом с нами, в нас самих, она на земле, по которой мы ходим, и в воздухе, которым мы дышим. Она – в нас, мы – в ней». В частности, В. П. Астафьев не только показывает нам историю, а рассказывает о своей жизни как части великой истории страны. Восьмиклассников важно обучать не просто выявлению основных особенностей автобиографической прозы, но и пониманию нравственной составляющей автобиографического текста. 

<...>

Ученики всегда и везде требуют доказательств той или иной точки зрения. Поэтому мы считаем, что на уроках нужно привести как можно больше аргументов того, что автобиографическая проза является не просто художественным произведением.

Обращаемся на уроке ещё к одному произведению писателя – повести «Последний поклон», <....> На обложке первого издания читаем: «Помощнику моему, другу верному и нежному – Мане – мою самую любимую книгу, с любовью и пожеланием здоровья и покоя…» Мы рассказываем учащимся, кто такая Маня и какую роль она сыграла в создании этой, по словам Астафьева, «выстраданной» книги. И конечно, начиная разговор о рассказе «Фотография, на которой меня нет», подробно разбираем название произведения, в котором уже виден намек на автобиографический характер повествования – местоимение «меня», т. е. автора, «Фотография, на которой нет автора-повествователя», человека, рассказывающего нам свою историю. Поэтому мы предлагаем не ограничиваться кратким экскурсом в биографию писателя, а уделить этому как можно больше внимания, чтоб, читая рассказ, они живо представляли и мальчика Витю, и бабушку, представляли время, эпоху.

<...>

Прежде чем перейти непосредственно к анализу рассказа «Фотография, на которой меня нет», мы предлагаем учащимся также познакомиться с автобиографией В.П. Астафьева, которую он написал в 2000 году. Акцентируем внимание на следующих эпизодах автобиографии: «…Я не помню, где был первый дом деда (Павла Яковлевича Астафьева), но тот, что был построен в начале двадцатых годов на берегу Енисея, помню довольно ясно, дом этот есть на фотографии овсянской школы»; «…На волшебно-красивой реке Сисим, в одноименном селе, ныне не существующем – затоплено, высватал он (дед, Павел Яковлевич) сироту, вошедшую в лета и уже немалые, Марию Егоровну Осипову. “Бабушка из Сисима” – так звал я ее маленький, так и написал на ее могильной плите. Она была очень красива, бела лицом, нраву несколько скрытного и невероятная чистюля. Ох, сколько горя и мук она приняла за свою жизнь в семейке Астафьевых и за семейку Астафьевых»; «…Но вот пришла пора и мне родиться. В доме гульба, дым коромыслом, и мама ушла рожать в баню, благо это была одна из первых “белых” бань в деревне, и все завершилось благополучно. Утром мама пришла в дом с узелком и показала деду его первого внука. Восторг, рев, звон бокалов, “аблокаты” вызвались меня крестить и дали мне модное городское имя. Я был первым на всю деревню Виктором»; «…Тем временем на страну Россию, на село наше и на безалаберное семейство Мазовых надвинулись эпохальные события и перемены, началось раскулачивание и коллективизация. Везде и всюду по Руси великой мельник был первым кандидатом в кулаки, и Яков Максимович Мазов не избежал этой участи» <...>

<...>

Используемый на уроке прием знакомства с писателем позволяет более глубоко проникнуть в художественный мир текста, понять текст, сформировать собственное отношение к характерам героев, активизировать интерес к изучаемому материалу, развить познавательную деятельность учащихся.

<...>

Одним из результатов исследования стал констатирующий эксперимент. Мы ставили перед собой цель – выявить особенности восприятия учащимися 8-го класса жанра автобиографической прозы.

Данная цель потребовала решения следующих задач.

На предметном уровне:

‒ выявить, как понимают учащиеся 8-го класса «что такое автобиография» в целом;

‒ выяснить, какие особенности автобиографической прозы учащиеся могут выявить;
 ‒ определить, насколько развито у восьмиклассников умение анализировать литературное произведение с точки зрения автобиографизма.

На метапредметном уровне:

‒ выявить умение учащихся обосновывать свое мнение подобранными примерами произведений автобиографического характера;

‒ выявить умение учащихся отвечать на поставленные вопросы, привлекая свой читательский опыт и свои знания.

На личностном уровне: определить понимание влияния автобиографических произведений на формирование национального характера и на развитие внутреннего мира учащихся.

Для решения данных задач нами был проведен констатирующий эксперимент, состоящий из двух этапов. Первый этап – составление заданий и вопросов анкеты.

При этом нами решались следующие задачи:

‒ определить, какое понятие автобиографической прозы сформировано у учащихся 8-го класса;

‒ узнать, какие черты автобиографической прозы им известны;

‒ понять, умеют ли учащиеся 8-го класса отличить автобиографическое произведение от других жанров литературы, в частности от биографии;

‒ узнать, понимают ли дети мотивы автобиографической прозы;

‒ определить, насколько актуален жанр автобиографической литературы для современных школьников.

Второй этап – анкетирование. Перед восьмиклассниками мы поставили следующую задачу: ответить на вопросы анкеты до того, как мы приступим к изучению рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Цель анкетирования – выявление особенностей понимания учащимися жанра автобиографической литературы. Вопросы анкеты были направлены на выявление уровня понимания детьми жанра автобиографической прозы, а также на определение уровня владения учащимися знаниями в области литературы и способа применения этих знаний.

Результаты экспериментальной работы оцениваются на основании устных и письменных работ учащихся. Всего было проанализировано 54 работы. Обращаясь к результатам проведённого анкетирования и их анализу, мы сделали следующие выводы:

На предметном уровне:

‒ большинство учащихся восьмого класса имеют представление о жанре автобиографической прозы;

‒ школьники могут лишь выделить такие черты автобиографической прозы: повествование ведется от первого лица, жизнеописание, правдивость.

На метапредметном уровне:

‒ выявлено, что при ответе на вопросы ученики пытаются отвечать аргументированно, но не всегда их аргументы доказательны;

‒ выявлено, что большинство учащихся могут ответить на поставленные перед ними вопросы;

‒ определено, что больше половины детей смогли привести примеры автобиографических произведений.

На личностном уровне выявлено влияние автобиографической прозы на развитие внутреннего мира учащихся.

Таким образом, можно говорить о том, что дети в большей своей части находят положительные стороны автобиографической прозы. Практически все говорят, что благодаря этому жанру они лучше и глубже узнают автора, становятся к нему ближе. Отмечают необходимость автобиографической прозы. Кто-то смог отметить больше черт этого жанра, кто-то меньше, но важно, что автобиографический жанр вызывает у детей чувство правдивости, доверия и искренности. Ряд учащихся выделяет историзм. Повторим, что обращение к автобиографии писателя способствует более глубокому пониманию и освоению жанра автобиографической прозы при изучении рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в 8-м классе.

На одном из этапов анализа предлагаем учащимся творческое задание, в основе которого – написание фанфика по рассказу В.П. Астафьева.

Что же такое фанфик? Почему написание текста в данном жанре актуально при изучении автобиографического произведения? Под фанфиком мы понимаем разновидность творчества, производное литературное произведение, основанное на каком-либо художественном тексте. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию. Как правило, современные школьники сразу понимают, о чём речь и как это должно выглядеть, и с удовольствием приступают к подобному творческому заданию.

Мы попросили написать фанфик на рассказ В. П. Астафьева. <...> В своих фанфиках несколько учащихся попытались сделать так, чтоб Витя Потылицын и Санька всё же оказались на фотографии, но немного позже, например, не зимой (как это случилось), а весной: «На улице вовсю цвели цветы и распускались листья на деревьях. Мы с Санькой вечерами гуляли по деревне. В один из вечеров разговор зашёл о фотографии и фотографе: – Было бы здорово, если бы приехал фотограф и сделал фотографии нашей весенней деревни. Такая красота вокруг! – сказал я» (Оля Г., 8-й класс). В фанфике ученица пишет историю, в которой учитель договаривается о приезде фотографа весной и Санька с Витей оказываются на фотографии. В другой работе ученик пишет историю, которая произошла через много лет после этой фотографии: «Холодным вечером… я и мой друг пили чай с пряностями, посмеивались, вспоминая школьные годы. Перед нашими глазами всплывали лица наших добрых учителей, тяжелые двери нашего класса, учебники, пахнущие чернилами, – все как будто живое и сейчас существующее перед нами… Мой друг достал фотографию, пожелтевшую, помятую. На ней был весь наш класс, но не было двух учеников-озорников: Витьки и Саньки. Говорят, что Витька стал крупным писателем, а Санька погиб на войне. Хоть они и не попали на снимок, но мы помним их светлые глаза и детские улыбки…» (Миша С., 8-й класс).

Творческое задание в жанре фанфикшн позволило учащимся переосмыслить канву произведения, создать предысторию случившегося или, наоборот, создать новые события, связанные с предложенной Астафьевым фотографией, с её лицами.

<...>

В данной статье мы рассмотрели автобиографическую прозу В. П. Астафьева на примере рассказа «Фотография, на которой меня нет» на уроках литературы. С методической точки зрения мы предложили подходить к изучению автобиографических произведений с выявления у детей понимания этого жанра, затем следует фрагментарное знакомство с автобиографией писателя, анализ произведения и, наконец, выполнение творческого задания. Совершенствование изучения произведения в его жанровой специфике предполагает развитие у ученика способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости. Анализ жанровых особенностей автобиографической прозы способен повысить общую культуру ученика-читателя. Благодаря анализу автобиографического произведения мы можем развить у учащихся стремление к вдумчивому чтению, к активизации исследовательской деятельности. Работа с автобиографией писателя и творческое задание в стиле фанфикшн способствуют более глубокому пониманию и освоению жанра автобиографической прозы современными школьниками, а также активизации интереса к изучаемому материалу.

<...> «Методические приёмы диктуются природой произведения…» – так писала М. А. Рыбникова. Мы считаем, что у автобиографической прозы особая природа, и это необходимо учитывать в процессе её изучения. Стоит ещё отметить слова Евгения Носова (близкого друга В. П. Астафьева): «Если вы хотите увидеть Астафьева в самой сокровенной его сущности, откройте его книги и углубитесь в них. Там он весь, без щитов и забрал, полный трепета, любви и сострадания ко всему живому, полный дум и забот о вашем сегодняшнем и завтрашнем бытии»  <...>



Возврат к списку