Наука по понедельникам. Первый документальный фильм об Астафьеве

Наука по понедельникам. Первый документальный фильм об Астафьеве

Наука по понедельникам. Первый документальный фильм об Астафьеве

17 12 2023

Фото: Виктор Астафьев и кинорежиссер Михаил Литвяков во время съемок в Овсянке

Сегодня в проекте "Наука по понедельникам" мы читаем об истории самого первого документального фильма о Викторе Петровиче (и, конечно, смотрим его!). Он так и называется - "Виктор Астафьев". Авторы ленты - Элла Давлетшина (сценарист) и Михаил Литвяков (режиссер). 

Как рассказывала Элла Давлетшина в беседе с сотрудниками Музея Новосибирска, замысел документального кино об Астафьеве появился у нее еще в начале 1970-х, когда писатель жил в Вологде. Тогда же был создан и первый вариант сценария. Однако картина была снята много лет спустя - и не в Вологде, а в Овсянке:

"В 1973 году, в октябре, он подписал нам с мужем книгу. Дорогие памятные строки: “Элле и Сереже – вологодским новоселам с пожеланиями прижиться на этой доброй земле, быть здоровыми и чтоб работалось хорошо, и все шло как надо”. Нам работалось хорошо на коррпункте лучшей, на мой взгляд, в то время, студии документального кино – ЛСДФ. Сюда я и принесла сценарий, который поняли и приняли… Еще не опубликована была “Царь-рыба”, далеко до романа “Прокляты и убиты”, "Веселый солдат” не написан, но мне достаточно было рассказа “Ясным ли днем” и повести “Последний поклон”, чтобы невыносимо хотелось снять о нем фильм. … Это осуществилось в 1982 году и предугаданное возвращение в Сибирь стало сюжетом кино. Самое главное, дорогое для Виктора Петровича – раскрывалось перед камерой в действии, в реальности", - вспоминала Элла Давлетшина. 

Об истории съемок режиссер Михаил Литвяков писал в очерке "Виктор Астафьев в кадре и за кадром". Отметим, что для М.С. Литвякова этот фильм открыл целую серию документальных лент о писателе:  в 1994 году вышла картина Литвякова “С Астафьевым за Царь-рыбой ”, в 2001-м - “Всему свой час. С Виктором Астафьевым по Енисею”. В 2004-м году Михаил Литвяков выпустил еще один фильм - "Последний поклон. Памяти Виктора Астафьева"

А о самой первой "астафьевской" ленте режиссер рассказывал следующее:

"Недавно, разбирая свои архивы, я нашел письмо Виктора Петровича из Овсянки от третьего августа 1982 года. В те времена я работал на Ленинградской студии документальных фильмов и уже готовился к съёмкам своей первой картины об Астафьеве. Мы ещё не были знакомы лично, но я уже стал горячим поклонником его таланта. Вероятно, я запросил Виктора Петровича о времени, когда ему был бы удобен приезд съёмочной группы, и о возможности поехать в Игарку. Астафьев отвечал: “Слух есть, что осень будет ранняя. Осенью снимать рисково, конечно, а для Игарки и поздновато. Там может быть и должна быть уже зима. Впрочем, зимой в Игарке лучше, чем летом. Летом она гнилая, кислая, и комаров в ней тучи”.

Мы рискнули и приехали в Овсянку в октябре 1982 года. У нас были свои причины торопиться со съёмками. Астафьев не принадлежал к числу писателей, любимых советской властью. Когда выпускница ВГИКа Элла Давлетшина принесла на нашу студию сценарий об Астафьеве, Виктор Петрович жил ещё в Вологде. Там же находился и корреспондентский пункт нашей студии, где работал кинооператором Сергей Лаврентьев, муж Эллы. Их хорошо принимали в семье Астафьевых, и мы надеялись сделать картину быстро. Однако Госкино несколько лет подряд вычёркивало нашу с Давлетшиной заявку из тематического плана студии. 

Виктор Петрович тем временем уехал на родину, в Сибирь. Через год к нему присоединилась Мария Семёновна. Обстоятельства переменились, надо было в корне менять сценарий. И тут вышло очередное постановление партии и правительства об освоении Сибири и Дальнего Востока. Сибирь была в моде: строился БАМ, создавались гидроэлектростанции, осваивались новые месторождения нефти и газа. Фраза Ломоносова: “Могущество России будет прирастать Сибирью” — не сходила со страниц газет. Мы решили пойти на маленькую хитрость и назвали обновленный сценарий “Родина моя, Сибирь!”. 

Это сработало. Тему включили в план, но я понимал, что действовать надо без промедления, пока наше начальство не передумало. И, действительно, дальнейшая судьба фильма (в конце — концов, он вышел под названием “Виктор Астафьев”) оказалась непростой. Едва мы вернулись из экспедиции, как все работы по фильму и финансирование были приостановлены".

Тем не менее съемочная группа решила действовать на свой страх и риск и продолжила работу над фильмом. По словам Михаила Литвякова, было понимание: если отснятый материал не смонтировать, не озвучить, не превратить в готовый фильм, он пропадет. К счастью, понимали это и люди, помогавшие кинодокументалистам. Чаще всего на безвозмездной основе:  

"Авторитет Астафьева в среде творческой интеллигенции был так высок, что все, к кому бы я ни обращался, соглашались работать без гонорара, -
продолжает Михаил Литвяков. - Композитор Шандор Каллош написал музыку к фильму, скрипач Давид Голощёкин исполнил импровизацию на тему “Прощания с родиной” Огинского, актёр Игорь Ефимов прочитал отрывки астафьевской прозы. Уже готовая картина пролежала на полке год, пока, наконец, была принята в Госкино с поправками и переделками… "

Но принята - еще не значит вышла на экраны. Лента, отснятая в 1982 году, уже после согласования в Госкино легла на полку и до зрителя добралась только в 1984-м. Почему? Как считает Элла Давлетшина, причина в том, что Астафьев "стал иметь слишком большое влияние на людей как писатель, и это пугало власть". А кроме того, уверена автор сценария, чиновников от кино смущало и озадачивало, что документальный фильм получился слишком нетипичным для советского времени. Его главный герой - не "классик на пьедестале", а живой, эмоциональный человек, откровенно и без малейшей фальши рассказывающий об очень личных вещах... 

Ее мнение разделяет и Михаил Литвяков: по его словам, еще до начала съемок идея создать фильм об Астафьеве не приводила в восторг не только руководство Госкино, но и местное, красноярское начальство:

"Осенью 1982 года наша небольшая съёмочная группа: кинооператор Николай Волков, его ассистент Алексей Гребеньков, а также механик синхронной камеры, осветитель и я – всего пять человек, мы прилетели в Красноярск. В те времена ни поселиться в гостинице, ни получить машину, ничего нельзя было добиться без прямого указания Горкома КПСС. И потому первый мой визит был к партийному начальству. Меня довольно долго продержали в бюро пропусков, и, наконец, ко мне вышел инструктор. Я рассказал ему о цели приезда и передал официальное письмо студии. Едва услышав фамилию Астафьева, он недовольно поморщился и спросил: “Неужели для фильма с таким названием, как “Родина моя, Сибирь!”, в Красноярском крае не нашлось ничего более интересного?” Во мне всё кипело, но, стараясь быть предельно вежливым, я пояснил, что снимал и Красноярскую ГЭС, и Саяно-Шушенскую, и перекрытие Енисея, и многое другое, и даже получил Государственную премию, а теперь приехал ради замечательного писателя, которым его земляки могут гордиться. Инструктор пожал плечами: “Ну-ну, поживем — увидим”.

В Овсянке съемочная группа прожила месяц. Отметим, что в организацию съемок свой вклад внесли и сотрудники овсянской библиотеки (ныне Библиотека-музей В.П. Астафьева). Как вспоминала ее первый директор Анна Епиксимовна Козынцева, об этом библиотекарей попросил сам Виктор Петрович. А некоторые кадры, вошедшие в фильм, были сняты в старом здании библиотеки:

"По сценарию нужно было снять встречу писателя с читателями библиотеки. Наш маленький коллектив, состоящий из 3 человек, никогда не участвовал в съемках, но нам удалось организовать все, что от нас требовалось, за один день. Участниками встречи были старшеклассники овсянской школы, родственники писателя, жители Овсянки и поселка Слизнево. Мы очень старались, чтобы она удалась. Волновались невероятно.

Виктор Петрович пришел в черном свитере. Он был очень сдержан, не шутил, как обычно. В моих глазах застыл немой вопрос. Литвяков нам пояснил, что Астафьев недавно узнал о том, что в Афганистане погиб его любимый племянник. Фрагмент встречи писателя с читателями в овсянской библиотеке вошел в первый фильм Литвякова.

Работа над фильмом нас сблизила. Закончились съемки в Овсянке, а потом и в Академгородке. Перед отъездом Михаил Сергеевич и оператор Николай Волков приехали попрощаться с работниками библиотеки. Тогда мы и предположить не могли, что это знакомство будет иметь продолжение. Впоследствии Михаил Сергеевич будет часто приезжать в Овсянку".

А вот поездки в Игарку в тот раз так и не было: киношникам не удалось уговорить на нее Виктора Петровича, который под разными предлогами от участия в экспедиции отказался. Литвяков видит причину в том, что отношения у него и его товарищей по съемкам складывались с Виктором Петровичем и Марией Семёновной "не сразу, не вдруг". Но, как мы уже знаем, большое северное путешествие по Енисею через несколько лет все-таки состоялось и стало основой для еще одной картины об Астафьеве.

А самый первый документальный фильм о Викторе Петровиче, снятый осенью 1982-го в Овсянке можно посмотреть по этой ссылке. На ресурсе net-film.ru он разбит на несколько частей. 



Возврат к списку