Дорогами Астафьева. Живая вода астафьевских произведений

Дорогами Астафьева. Живая вода астафьевских произведений

Дорогами Астафьева. Живая вода астафьевских произведений

31 05 2024

На фото: иллюстрация Сергея Элояна к повествованию в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба"

Продолжаем знакомство с интересными работами, поступившими на конкурс "Дорогами Виктора Астафьева"

Ангелина Пиварович, ученица 9 класса красноярской школы № 145, участвовала в номинации "Неизвестный Астафьев" с исследовательской работой «Мотив воды в произведениях Виктора Петровича Астафьева». Написана она была три года назад, в 2021 году, для участия в научной конференции «Сибирь суровая и нежная». 

Благодарим Ангелину и ее руководителя - Веру Алексеевну Каверзину - и с удовольствием публикуем работу. 

Мотив воды в произведениях Виктора Петровича Астафьева


Введение
Виктор Петрович Астафьев – выдающийся русский писатель, эссеист, драматург  и сценарист. Его рассказы, повести, зарисовки и образы занимают особое место не только в русской классике, но и в золотом фонде мировой литературы. Виктор Петрович славится своим владением словом и талантом рисовать картины в самом сознании того, кому посчастливилось познакомиться с его творчеством. Этот автор умеет рассказывать по-настоящему и с первых строк легко завладевает вниманием своего читателя.                                                                    
 У Астафьева есть рассказы, наверно, на любые темы. Он пишет равно как о природе, так и о войне, прославляет родные края и указывает на их пороки, легко играет разными аспектами жизни и самобытно повествует о красоте простых вещей. Для меня особенное место в его произведениях занимают образы и ассоциации, то, как писатель одушевляет мир вокруг нас.                                Можно бесконечно говорить о Викторе Петровиче Астафьеве и его творчестве, я же хочу сейчас рассмотреть и открыть очень необычный мотив в его рассказах. Мотив воды. 
Гипотеза: Виктор Петрович Астафьев вкладывал особый символический  смысл в образ воды в своих произведениях.
Цель: Проанализировать использование мотивов и образов рек, озер, ручьев, дождя, росы и др. в произведениях сибирского классика В.П. Астафьева.

Задачи проекта:
1. Ознакомиться с русскими произведениями и понять, какую роль может играть вода.
2. Изучить рассказы Астафьева на предмет упоминания водных источников.
3. Более углублённо ознакомиться с выбранными произведениями.
4. Выявить художественный смысл образа воды в данной литературе.
5. Систематизировать полученные результаты и убедиться, что гипотеза верна.

Методы исследования:
1. Поисковый метод.
• Изучение научной литературы по теме, а также образа воды в литературе; 
• Сбор данных о произведениях Астафьева, в которых встречается упоминание воды;
2. Аналитический метод 
• Анализ художественного текста; Сбор и систематизация материалов;
• Исследование смыслового значения мотива воды;
3. Статистический метод
•   Составление сводной таблицы по итогу анализа рассказов.

Актуальность
Данная работа знакомит с литературным творчеством великого уроженца Красноярского края и позволяет обратить внимание на незначительные, на первый взгляд, детали его писательства, которые, тем не менее, говорят о нём как о личности и демонстрируют неожиданные скрытые смыслы его произведений.                                                                                          Исследовательская работа показывает связь между природными составляющими и масштабными жизненными ценностями в произведениях Виктора Петровича Астафьева.

Использование мотива воды в русской литературе на примерах

При чтении любой сказки или рассказа, быть может, повести или новеллы вам непременно встретится упоминание воды. Это может быть ручей или речка, озеро или море, лужа или капля. Это может быть как банальный источник воды, так и скрытый автором намёк на тот или иной аспект жизни. Какие вообще ассоциации вызывает слово «вода»? Влага, прохлада, дождь, море, берег, жизнь и смерть…. Да, именно с этими словами ассоциируется она у большинства людей, творцов, деятелей. И в очень многих русских произведениях используется образ этой живительной жидкости. Но используется по-разному. Давайте взглянем на то, как разные классики представляют себе воду. 

У Г.Р. Державина особое внимание к воде. Наверняка, нет такого человека, который бы не слышал эти строки: 
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей…
Автор здесь использует образ воды как олицетворение времени, скоротечности бытия. Эта река времени дотекла от Державина до наших дней, она вечна и неизменна, в отличие от нас.

А вот Михаил Юрьевич Лермонтов сравнивает спокойные реки и шумные водопады с душой человека, такой же лёгкой и спокойной, но в то же время сильной и величественной:
 
"…многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий ответ и убеждается в том, что так должно: она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит…"
М. Ю. Лермонтов, « Герой нашего времени»

  А как начёт величайшего русского классика Льва Николаевича Толстого?

"Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь, все между тем одним и самим собою".
Л. Н. Толстой, «Воскресение»

  Это абсолютно уникальное высказывание говорит об отношении Толстого к воде в своём творчестве. Лев Николаевич сравнивает человека и реку, обращая внимания на сходства и различия.
Итак, мы выяснили, как отожествляют воду известные русские писатели и как вообще можно использовать эту стихию для создания образов. Вода может быть использована для создания сравнений и метафор. Это образ человека, его души, времени и даже полёта мысли. Теперь мы можем рассмотреть рассказы Виктора Петровича и уловить его собственное отношение к этому вопросу.

 Мотив воды в произведениях Астафьева

  Я взяла для рассмотрения четыре произведения Виктора Петровича Астафьева из сборника «Затеси», в которых фигурирует образ воды. Я также старалась брать небольшие рассказы, чтобы смысл можно было уловить как можно полнее. 

  1. Хрустальный звон
«…..Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок — вода «подсохла», — и на всех веточках, побегах талышков и на затопленной осоке настыло по ледышке. Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец, открываясь добрым материнским ликом.
В тихом, отходящем звуке, в легком свечении пустынной, всеми забытой реки  чудилась вроде бы даже покаянная виноватость — была вот все лето злая, мутная, неласковая, затопила птичьи гнезда, не оделила добычей рыбаков, не одарила радостью купальщиков, распугала с берега детей, отпускников…»

В этом коротком произведении нарисована очень яркая и полная картина природы. Автор использует образ воды, сравнение для отображения своих впечатлений и эмоций, вызванных звуком хрустального звона и зрелищем замёрзшей реки. Именно в этом рассказе мы встречаем ассоциации Астафьева к воде. Здесь представлена целая литературная миниатюра в виде лирической зарисовки. Это философские размышления автора о смысле жизни, о добре и зле, сути человеческих отношений. И всё это скрыто в образе воды. Автор сравнивает человеческую жизнь, которая бурлит событиями, стремительно движется вперед с рекой, отмечая, что как река замерзает на зиму, теряя свою стремительность, так и жизнь порой становится размеренной и спокойной. И не совсем ясно, как река, которая обладала разрушительной силой, гудела и пугала детей, топила птичьи гнёзда, вдруг стала неподвижной и молчаливой. Но и сейчас она способна напоминать людям о себе. Хрустальный звон, который услышал автор, словно мелодия или отголосок летнего буйства, говорит о том, что река жива и вот-вот вновь освободится от ледяной корки. 
Сравнение с человеческой душой здесь очень меткое, и хотя это всего лишь лирическая зарисовка, автор сумел вложить в рассказ огромный смысл.

2. Дождик

«Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.
Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.
Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка».

И снова короткий, но полный интересных деталей рассказ. 

  Дождь в этой миниатюре Виктора Петровича Астафьева – это маленькая радость для всего живого, как для природы, так и для человека… Но автор говорит именно «дождик», словно объясняя, что перед нами ребёнок, шалун, не умеющий ещё выполнять свои функции. Мы будто видим летний дождик, который ни с того ни с сего налетел на сад, неся нам надежду на конец знойного дня. И вот мы уже готовы вдохнуть прохладу и улыбнуться живительным каплям, но ни тут то было. Проказник только «качнул и растрепал яблоню под окнами», а после этого «убежал торопливо и без оглядки», оставив всё вокруг «удручённым и растерянным». И тяжёлое разочарование заключено в следующих строках.
 
Автор называет дождик «шалым», тем самым передавая всё легкомыслие и озорство. Мы вновь сравниваем природное явление с человеком, но на этот раз с ребёнком. Малыш, не понимающий ещё всей своей важности, беспечно проносится смеющимся вихрем. Вот такие ассоциации читатель улавливает в этом неожиданно интересном рассказе, и вновь Виктор Петрович удивляет нас своей проницательностью.

3. Голос из-за моря

«Жил я на юге у старого друга и слушал радио, наверное, турецкое, а может, и арабское… Был тих голос женщины, говорившей за морем; тихая грусть доносилась до меня и была мне понятна, хотя и не знал я слов чужого языка. Потом, тоже тихая, словно бы бесконечная, звучала музыка, жаловалась, ныла всю ночь, и незаметно вступал певец, и тоже вел и вел жалобу на одной ноте, делался совсем неразделим с темнотою неба, с твердью земли, с накатом морских волн и шумом листвы за окном — все-все сливалось вместе. Чья-то боль становилась моей болью, и чья-то печаль — моей печалью. В такие минуты совсем явственно являлось сознание, что мы, люди, и в самом деле едины в этом поднебесном мире».

   «Голос из-за моря» - ещё один представитель «Затесей» и очень тонкая лирическая миниатюра. Здесь автор вспоминает, как жил на юге, за океаном и слушал радио… турецкое или арабское… и с первого взгляда очень сложно понять всю глубину рассказа и уловить, что, собственно, хотел сказать автор, но если вчитаться, можно обнаружить немало тем для обсуждения. Итак, океан.
Океан в этом рассказе, словно стена, разделяющая миры. Читатель видит героя как будто на далёком острове с незнакомым голосом из радиоприемника и бесконечным покрывалом вод за окном. И что же тут представляет океан?  Но что, если Виктор Петрович именно на это и хотел обратить наше внимание? На то, как легко разделить человека с миром. Как просто порой бывает спрятаться и как одинок может быть человек. Но ведь океан – это не только шанс убежать от мира, это ещё и часть его. Именно океан соединяет континенты, народы, культуры. Именно океан обладает властью как разделять, так и связывать. И я считаю, что в этой миниатюре Виктор Петрович раскрыл довольно редко используемый образ – образ моря, сильного и коварного, спокойного и прекрасного.


4. Летняя гроза

«…Только крупные капли, скатываясь с мокрых смолистых ветвей пихт, звучно шлепались о широкие, сморщенные листья чемерицы, уже пустившей по четвертому побегу, да с той стороны реки доносилось тревожное блеяние коз, пасшихся по лесу.
Молнии зачастили. Они прошивали насквозь темную тучу яркими иглами и втыкались в вершины гор, то отчетливо видных, то исчезавших во мраке. Гром грохотал почти беспрерывно.
Мы ждали бешеного ливня.
Но удивительное дело: грозная туча спустила на землю тихий, грибной дождь, сама же, громыхая в отблесках молний, поплыла дальше, волоча за собой пушистый, раздвоенный хвост. Этот хвост чисто смел все на своем пути. Снова появилось голубое небо с умытым и довольным ликом солнца…»

Мы уже касались образа дождя в произведениях Астафьева на примере рассказа «Дождик», но там нам предстал лишь один вариант толкования этого погодного явления, к тому же, сейчас хочется рассмотреть именно грозу. 
В зарисовке «Летняя гроза» мы видим совсем иную картину, чем в «Дождике». 
Герои, рыбачившие на реке, не ожидали дождя и стремились скрыться от него. Автор очень подробно описывает картину грозы в природе и свои ощущения. Он говорит о том, как всё затихло в преддверье буйства стихии и словно насторожилось. Так лес встречал грозу. Гром и молнии, но вместо ливня… грибной дождь. Вот так показала себя грозовая туча. И всё же автор придал образ грозе. Это мрачная надвигающаяся буря, которая, однако, словно обладает характером. Но как только небо возвращается к прежней голубизне, вся природа оживает, вновь поют птицы, вновь лес полон звуков. Буря прошла, но не оправдала ожиданий человека и природы, а поступила по-своему, доказав, что она непредсказуема.  Вот такой живой, характерный образ получился у автора, и он правда очень отличается от рассказа «Дождик», раздвигая грани впечатлений, от творчества Астафьева.

Сводная таблица

Автор

Название произведения

Водный источник

Смысловая нагрузка и ассоциации

 

 

Г.Р. Державин

 

Стихотворение «Река времён в своём стремленьи…»

 

 

 

Реки

Река здесь - это время, его теченье. Образ реки используется для передачи смысла.

 

 

М.Ю. Лермонтов

 

Роман

«Герой нашего времени»

 

 

Реки и водопады

 

Сравнение с человеческой душой.

 

 

Л.Н. Толстой

 

Роман

«Воскресенье»

 

 

 

Реки

 

Сравнение человека и реки,  сходства и различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Виктор Петрович Астафьев

(рассказы)

 

 

«Хрустальный звон»

 

 

Речка, покрытая льдом

Сравнение с человеком, с жизнью. Душа, разум. Важность жизни и её ценность.

 

 

«Дождик»

 

 

Дождь

Сравнение с ребенком, детским характером. Прелесть детства и понятие ответственности.

 

 «Голос из-за моря»

 

 

Океан, море

 

Понятие одиночества, единства и силы.

 

 

 

«Летняя гроза»

 

 

Ливень, дождь

Факт целостности природы, понимания того, насколько ничтожно влияние человека

 
Заключение

Образ воды всегда играл в русской литературе немалую роль и являлся инструментом для создания ассоциаций у читателя. Это самая настоящая традиция, которую можно проследить с самых истоков писательства. Мотивом воды пользовались как творцы всего мира, так и очень известные русские классики, например,  Г.Р. Державин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и В.П. Астафьев.
Итак, рассмотрев несколько относительно коротких рассказов Виктора Петровича Астафьева из цикла «Затеси», я могу сделать вывод, что писатель вкладывал в образ воды немалый смысл. Вода представляется в произведениях как ребенок, жизнь, душа, время, разум и многое другое. Водные источники отображены по-разному и по-разному осознаются читателем. 
Таким образом, изучив семантику воды, её символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений. Следовательно, символика воды несёт скрытый подтекст, проходя через всё произведение тонкой, едва уловимой смысловой нитью. 
Я ознакомилась с рассказами русского художника слова Виктора Петровича Астафьева и в моей работе подтвердилась гипотеза: Виктор Петрович Астафьев вкладывал особый символический  смысл в образ воды в своих произведениях.
Я также обнаружила, что цель использования образа воды может быть разной:

• Вода, как сравнение с более глубокими жизненными вопросами.
• Вода, как олицетворение природных сил.
• Вода, как возможность показать чувства и переживания человеческой натуры.


Список литературы:

1. В.П. Астафьев «Затеси», Красноярское книжное издательство, 1982 год
2. Г.Р. Державин «Стихотворения», издательство «Аст», г. Москва, 2018 год
3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», издательство «Эксмо», г. Москва, 2020 год, 
4. Л. Н. Толстой «Воскресение», издательство «Аст», г.Москва, 2021
5. «Месторождение совести. Заметки о Викторе Астафьеве» статья журнал Континент, номер 100, 1999
6. «Об Астафьеве» статья в журнале Сибирские огни, номер 5, 2009
«Теория литературы», журнал Вопросы литературы №9, 1979

Возврат к списку