Обожженные войной. Астафьевское поколение в литературе

Обожженные войной. Астафьевское поколение в литературе

 
Обожженные войной. Астафьевское поколение в литературе

06 мая 2022

Иллюстрация: картина «Проводы» Гелия Михайловича Коржева (1925-2012)

80 лет назад, в 1942 году, 18 летний Виктор Астафьев ушел добровольцем на фронт. Попал он в запасный 21-й стрелковый полк, располагавшийся под Бердском, затем в 22-й автополк, стоявший в военном городке Новосибирска. В 1943-м был отправлен под Калугу, где формировались части перед отправкой на фронт. - откомандировали его в 92-ю гаубичную бригаду. 

Виктор Астафьев воевал на Брянском, Воронежском, Степном фронтах. Был шофёром, артиллерийским разведчиком, связистом... Осенью 43-го впервые был ранен. В ноябре того же года награжден медалью «За отвагу». В 1944 году участвовал в Корсунь-Шевченсковской операции, в апреле 44-го был награжден орденом Красной Звезды. В сентябре в Польше получил тяжелейшее ранение, после которого около 8 месяцев провел в госпиталях. 

В 1945 году был комиссован и направлен в нестроевую часть. Победу встретил в городе Ровно. Работал на почтово-сортировочном пункте Первого Украинского фронта неподалеку от станции Жмеринка, в местечке Станиславчик Винницкой области. Там же познакомился с Марией Семёновной Корякиной, сержантом почтового отделения... 

«Шестидесятники — это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны… Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи», ‒ говорил о своих ровесниках художник Гелий Коржев, картиной которого проиллюстрирована эта статья. 

И еще это поколение - люди, навсегда обожженные войной. Те из них, кто пришел в литературу, снова и снова будут обращаться в своих произведениях к событиям и времени, перевернувшим их жизнь. Да и вне творчества - а просто «по жизни» - размышлять о пережитом, сколько бы лет ни пришло... 

Фрагмент документального фильма «Жизнь на миру. Виктор Астафьев». Режиссер - Владимир Кузнецов



Так совпало (впрочем, только ли совпадение это?), что, когда мы говорим о теме Великой Отечественной войны в русской и советской литературе, в первую очередь вспоминаем писателей и поэтов не просто одного с Астафьевым поколения, но и одного с ним года рождения. В 1924 году, как и Виктор Петрович, родились писатели Борис Васильев (1924 - 2013), Василь Быков (1924 - 2003), поэт Булат Окуджава (1924 - 1997) - день его рождения отмечается 9 мая... Как и Виктор Астафьев, Быков и Окуджава ушли на фронт 18-летними, в 1942-м. Борис Васильев - в 17-летнем возрасте, в составе истребительного комсомольского батальона, летом 1941-го... Молодость, война, любовь, ранняя горькая мудрость - эти темы проходят через все их повести и романы, рассказы и стихи... 

***

Булат Окуджава. «Бери шинель, пошли домой»




***

Литературным дебютом Бориса Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954). Далее в течение 15 лет он работал преимущественно как киносценарист - по его сценариям сняты, в частности, фильмы «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). А в 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», до сих пор любимый зрителями. 

В те годы Васильев пробовал себя и в прозе, но по-настоящему вошел в большую литературу в 1969 году, когда в журнале «Юность» была опубликована его повесть «А зори здесь тихие…»

К теме поколения, молодость которого была обожжена войной, писатель обращался и в последующие годы - в повестях «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984), рассказах «Ветеран» (1976), «Великолепная шестёрка» (1980), «Вы чьё, старичьё?» (1982), «Неопалимая купина» (1986).

Цитаты из произведений Бориса Васильева

«Ему было всего девятнадцать лет и два месяца, и он твердо верил в собственное бессмертие». («В списках не значился»).

* «Он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Он сделал это открытие, не понимая, что это - закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но тон открывал этот закон не отвлеченно, не путем умозаключений: он открывал его на собственном опыте, и для него это был не вопрос совести, а вопрос жизни». («В списках не значился»)

* «— Отличница была, — сказала Осянина. — Круглая отличница — и в школе и в университете.
— Да, — сказал старшина. — Стихи читала. А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом» («А зори здесь тихие…»)

Фрагмент фильма «А зори здесь тихие…» (1972). Режиссер - Станислав Ростоцкий. Автор сценария - Борис Васильев. 




***

Василь Быков после демобилизации жил в городе Гродно, начал печататься в 1947 году в областной газете «Гродненская правда» (работал в ней до 1949 года, а затем с 1955 по 1972 годы). В 1959-м стал членом Союза писателей СССР.  Первым крупным произведением Василя Быкова стала повесть «Третья ракета» (1961; одноименный фильм вышел в 1963-м). Всемирную известность принесли ему произведения о войне, написанные в 1960-е - «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно» - и в 1970-е годы — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Цитаты из произведений Василя Быкова

* «Смерть, она, брат, свой смысл имеет. Великий, я тебе скажу, смысл. Смерть — это абсолютное доказательство. Самый неопровержимый документ. Помнишь, как у Некрасова: «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь, иди и гибни безупречно, умрешь не даром: дело вечно, когда под ним струится кровь». Вот! А тут крови пролилось ого сколько! Не может быть, чтобы зря» . («Обелиск»)

* «Война удивительно слепа к людям и далеко не по заслугам распоряжается их жизнями. Как нигде в мирной жизни, здесь изменчива и капризна судьба человека» («Дожить до рассвета»)

* «Жизнь — вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже». («Сотников») 

«Но есть более важный и менее поспешный собеседник – время, есть мужественный разум, который понимает необходимость отвечать перед Богом за полноту человека и который медленно, может быть, по слову в столетие накапливает грядущую «декларацию прав человека», в которой не будет места жизни, завоеванной ценой гибели как можно большего числа других людей»


Фрагмент фильма «Альпийская баллада» (1965). Режиссер - Борис Степанов, автор сценария - Василь Быков





***

 Стихотворение, которым мы завершаем этот материал, было одним из самых любимых у его автора - Давида Самойлова (1920-1990). Он тоже попал на фронт в 1942-м. В числе военных наград Самойлова - медали «За отвагу» (1943), «За боевые заслуги» (1944), орден Красной Звезды (1945). Его литературная деятельность отмечена орденом Дружбы народов (1980) и Государственной премией СССР (1988).

Поэзия Давида Самойлова безгранична - в ней и любовь, и размышления о жизни, о природе таланта, о родине, о поэзии... Выходили из-под его пера и довольно едкие эпиграммы, и лирика, которая просто не могла не превратиться в песни... 

Почему же особенно дорого было автору стихотворение, которое мы цитируем ниже? Возможно, потому, что под ним могли бы подписаться многие и многие люди, чья молодость пришлась на войну... 

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

1961 г.