Светлана Томилова: «Семейное чтение – традиция, которую нужно культивировать»

Светлана Томилова: «Семейное чтение – традиция, которую нужно культивировать»

 
Светлана Томилова: «Семейное чтение – традиция, которую нужно культивировать»

21 ноября 2022

22 ноября в России отмечается День психолога. Накануне праздника сотрудники Библиотеки-музея взяли небольшое интервью у Светланы Александровны ТОМИЛОВОЙ – кандидата психологических наук, доцента Сибирского государственного университета науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, арт-терапевта, гештальт-терапевта.

Ну а поскольку мы – библиотека, речь предсказуемо зашла о семейном чтении и о том, как заинтересовать ребенка книгами.

Предлагаем интервью вашему вниманию, а Светлану Александровну от души поздравляем с профессиональным праздником и желаем новых свершений! Уверены, наши читатели и подписчики присоединятся к поздравлениям.

***

 – Светлана Александровна, на что, по Вашему мнению, в первую очередь стоит ориентироваться, выбирая книги для чтения ребенку?

– Безусловно, нужно и важно читать книги вместе с детьми и демонстрировать собственный интерес и любовь к чтению. Когда ребенок ещё не может самостоятельно определиться с книгой, ваша задача – найти ту литературу, которая даст ему возможность погрузиться в воображаемый мир, созданный писателем, а затем и читателем. Желательно подбирать книги бережно, принимая во внимание отсутствие сцен жестокости, грубости и оскорблений, а также других нежелательных форм поведения.

✔ В возрасте от 5 до 10 лет лучше ориентироваться на книги, помогающие раскрыть общечеловеческие ценности, такие как любовь, дружба, отвага, помощь и поддержка, взаимовыручка.

✔ В возрасте от 10 до 15 пользуются успехом книги про общение, дружеские компании и приключения, где друзья подтверждают свою привязанность на деле и вместе смело решают сложные задачи.

✔ В возрасте от 15 и старше актуальны книги, в сюжетной линии которых есть акценты на взаимоотношения между полами, рассказывается о встрече с первым влечением и влюбленностью. Каждому возрасту соответствует свой уровень и содержание литературы.

– Что посоветуете: остановить выбор на проверенной веками классике или обратить внимание на книги современных авторов?

– Это родители решают самостоятельно. Однако поделюсь таким наблюдением: многие школьники отмечают, что классическая литература, конечно, играет роль в формировании общечеловеческих ценностей, но бывает, по мнению подростков, слишком тяжелой и депрессивной по содержанию. На одной из встреч с учениками 5-8 классов мы вместе проанализировали произведения, которые они изучают в школе, и выяснили, что более чем у 70% этих книг – негативно окрашенный финал (смерть главного героя, травмы, как физические, так и душевные и т.д.). При этом ребята с удовольствием читают своих современников. Вспомните, каким успехом пользуется у детей тот же «Гарри Поттер».

– Но а как же польза чтения? Мы ведь с детства усвоили, что книги должны быть не только захватывающими, но и чему-то учить…

– Полезность книги – очень субъективное понятие. Для кого-то она определяется наличием готовых рекомендаций, четких определений и моделей поведения. А кому-то нравится, чтобы книга запускала глубокий внутренний анализ, переосмысление собственных поступков и эмоций. Учебная литература несёт собственную смысловую нагрузку, а художественная популярная литература – это, скорее, про развитие эмоционального и социального интеллекта. Чем больше читает человек, тем шире его кругозор и спектр возможных реакций на события. Есть опыт не только собственный, но и приобретенный в ходе знакомства с героями книг. Важно, каким языком написана книга – он должен быть понятен и соответствовать возрасту. Как если бы читатель встретился с приятелем за чашкой чая и выслушал историю.

– Важно ли ребенку именно читать, а не, например, просто рассказывать сказки или показывать мультики по литературным произведениям?

- Маленькому ребенку очень важно, даже если он еще не выучил буквы, имитировать процесс чтения. Так делают малыши, когда знают сказку и стихи наизусть и лишь перелистывают страницы, демонстрируя, что якобы читают. Навыки чтения дают возможность развивать все психические процессы человека: память, мышление, воображение, восприятие, речь. Ребенок учится слышать и слушать себя и других, развивает коммуникативные навыки, получает первый опыт самопрезентации (если читает для других), развивает речевые навыки (интонирование, громкость).

– Это замечательно, но не ушла ли в безвозвратное прошлое сама традиция семейного чтения? А если ушла, может быть, не стоит и печалиться по этому поводу? В конце концов, любой совместный досуг родителей и детей пойдет на пользу тем и другим…

– Семейное чтение – традиция, которую нужно культивировать. Например, когда-то в моем детстве мама и бабушка прививали мне любовь к книгам, поочередно читая по несколько страниц. Так делала и я со своими дочками. Теперь у каждой из них свои вкусы и интересы, но они советуются со мной, и мы вместе заказываем или покупаем книги, выбираем, что можно взять в библиотеке.

Но самое главное – до сих пор совместное чтение книг для нас один из самых теплых и сближающих форматов времяпрепровождения, наравне с просмотром любимых фильмов или настольными играми.