"Библиотека села - это окошко родного дома,
где всегда светит приветливый огонек"
«Затеси» отмечают юбилей

«Затеси» отмечают юбилей

«Затеси» отмечают юбилей

20 января 2022

Полвека назад, в 1972 году, впервые отдельной книгой были изданы «Затеси» В.П. Астафьева. Вышла книга в московском издательстве «Советский писатель». 

Первые «Затеси» Астафьев создал в начале 1960-х годов и писал их до конца жизни. В полное собрание его сочинений 1997-98 годов (том 7-й) вошло около 200 «затесей» (7 тетрадей). Познакомиться с этим томом можно по ссылке. Напомним также, что сейчас готовится переиздание полного собрания сочинений В.П. Астафьева.

Всего же, с учетом написанных в последние годы, Виктор Петрович создал 293 произведения этого жанра.

Кстати, единого мнения о жанровой специфике затесей у исследователей-астафьеведов так и нет. О том, что же это такое - затеси - литературоведы спорят до сих пор.

Кто-то в жанре, созданном Астафьевым, видит «монтажную композицию, отсутствие сюжета, когда инструментом творческого познания является мысль и центром художественного мира становится рассказчик, а бытовые рамки приобретают значимость символа». Мы процитировали статью литературоведа В.И. Бурдина, отмечавшего также, что затеси «организованы по законам поэтического текста». Позволим себе не во всем согласиться с уважаемым исследователем: упомянутое им «отсутствие сюжета» свойственно лишь отдельным затесям. Если некоторые из них, действительно, представляют собой небольшие лирические зарисовки на несколько строк, то другие - это рассказы на несколько страниц, с четко определяемым сюжетом и композицией, традиционной для этого жанра.  

«Затеси» – сложный жанровый сплав, в котором отражается лирическое восприятие мира, ощутимы лирические интонации, но по сути своей это философское обобщение на основе многочисленных бытовых ситуаций, поступков, пейзажных наблюдений, ситуативных ассоциаций, облеченное в форму лирического дневника», - пишет в своей работе Т.В. Главатских, проводящая, кроме того, параллель между затесями и жанром очерка. 

Так что же такое затеси как жанр? Лучше, чем сам автор затесей, на этот вопрос не ответит никто. 

Вначале стоит разобраться, что же означает само это слово - «затесь».

«Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце ее возникало зимовье, заимка, затем село и город», - пишет В.П. Астафьев в миниатюре «Поход по метам», ставшей предисловием к тому с «Затесями». Напомним, ранее мы публиковали аудиозапись с рассказом-пояснением Виктора Петровича, что же такое затесь. 

Если же говорить о затесях как жанре, то к первому изданию «Затесей» 1972 года Астафьев дал подзаголовок «Короткие рассказы» - по его собственному признанию, чтобы избежать длительных объяснений. Но все же, отмечает Виктор Петрович, такое определение не является точным: эти миниатюры - вне жанра, «не скованные устоявшимися формами литературы», подчеркивает писатель.

«В любом возрасте у человека, тем более у творческого, есть желание запомнить и рассказать доверительно, в узком кругу, увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы, дорожные впечатления, мимолетные разговоры, просто поделиться интересной мыслью, мелькнувшей или застрявшей в голове, быть может, и интересной-то лишь одному автору, надеясь при этом, что если тебя не поймут, то хотя бы внимательно выслушают., - отмечает Виктор Петрович в комментариях к этому же тому. - Человек во все времена остается человеком, и потребность его в задушевной беседе никогда и никуда не исчезала и, надеюсь, не исчезнет. И пусть писатель — сам себе «поп и прихожанин», но жажда исповеди, в особенности у пожилых писателей, острее чувствующих одиночество, в наш суетный век томит их, заставляет искать новые пути к собеседнику, и не случайно в последнее время очень разные писатели начали общаться с читателем посредством коротких записей-миниатюр — таким образом можно скорее «настичь» бегущего, занятого работой, затурканного бытом современного читателя».

Вот почему, как нам кажется, пытаясь дать определение астафьевским затесям, стоит обращать внимание не столько на формальные моменты - отсутствие или наличие сюжета, размер текста, его композицию и т.д. - сколько на авторскую мысль, в какой бы форме она ни была подана читателю - в виде короткой, в один абзац, зарисовки-заметки, или же классического рассказа. В конце концов, сам Астафьев и тому, и другому дал одно и то же название - «затеси». Доверимся же автору!

***

«Книга, писанная вроде бы «для себя», сделалась нужной людям, и я продолжаю писать «затеси», когда есть хоть день, хоть минута для собеседования с собой и людьми».

**

На фотографиях во вложении к данному материалу - сканы рукописи затеси «Благоговение». Рукопись хранится в фондах Библиотеки-музея В.П. Астафьева.



Возврат к списку