"Библиотека села - это окошко родного дома,
где всегда светит приветливый огонек"

Песнопевица Евстолия

Песнопевица Евстолия

20 августа 2021

На фото: ансамбль «Енисеюшка». Евстолия Емельяновна Трофимова — в нижнем ряду, слева


В Библиотеку-музей Астафьева пришло удивительное письмо. Написала его Наталья Андреевна Емельянова - выпускница овсянской школы, окончившая ее 50 лет назад. Наталья Андреевна прислала нам рассказ о своей классной руководительнице Евстолии Емельяновне Трофимовой. Публикуем очерк Натальи Андреевны с незначительными сокращениями

***

В этом году юбилей нашего выпуска, пятьдесят лет, как мы окончили овсянскую школу. Написала и самой страшно, неужели 50! И когда жизнь пролетела, промелькнула, как один день, поневоле задумаешься: что было, что будет, чем сердце успокоится? А тут ещё эта дурацкая пандемия, никуда особо не съездишь, ни с кем не встретишься. Пообщаться - только телефон да интернет. И не специально, так само получилось, на связь со мной вышли многие одноклассники. Мы почти не общались все эти пятьдесят лет. А тут – разговаривай, вспоминай детство, друзей, узнавай, как сложилась их судьба.

Короче, роюсь в интернете, а про мою родную Овсянку, родину Виктора Петровича Астафьева, столько много всего, и про музей, и про построенную Астафьевым библиотеку. А при библиотеке, оказывается, организован фольклорный ансамбль «Енисеюшка». Местные жительницы собираются и так задушевно поют старинные песни. Среди «песнопевиц» (таким красивым словом поющих женщин называл Виктор Петрович) мелькает знакомое лицо: да ведь это моя классный руководитель, Антонина Емельяновна Трофимова!


Евстолия Емельяновна — вторая слева
                                         Евстолия Емельяновна — вторая слева


Я сначала засомневалась: неужели она? Ведь наша Антонина Емельяновна 1933 года рождения, да и называют её здесь по-другому – Евстолия. Оказалось – она, точно! Имя Евстолия у неё в паспорте, а Антониной она назвалась, когда работала в школе, чтобы детям было проще общаться.

Евстолия – необычное имя. Оказалось, оно есть в святцах, совсем рядом с её днем рождения. И означает оно – «благодеянная». Женщина с именем Евстолия – добрая, трудолюбивая, живет ради детей и внуков. Имя мягкое, нежное, льётся песней. Евстолия – не красавица с типичной русской внешностью, но человек редкой доброты, она любит всех и каждого, кто попадается на её жизненном пути.

Да это же всё про нашу Антонину Емельяновну (мне привычней так ее называть)! Видимо, тайное имя, даже скрытое от людей, определяло её жизненный путь.

Антонина Емельяновна пестовала нас с пятого класса и до самого выпуска. И только сейчас, с высоты наших лет, пришло понимание: сколько же своей души она в нас вложила, сколько доброго каждому сделала.

Мы никогда не задумывались, есть ли у неё семья, дети. Какие могут быть дети, когда она наша классная и всё её внимание и забота должны принадлежать только нам, ученикам. Но оказывается, дети были, два сына, сейчас уже взрослые, вполне успешные люди. И муж был. А её заботы и внимания хватало на всех.

Чем больше я узнавала о жизни Антонины Емельяновны, тем больше удивляла неуёмность её энергии, открытость души, желание как можно больше сделать для людей.

Одноклассники в телефонных разговорах не навешивали на неё каких-то эпитетов, просто рассказывали, как она живёт. Многих судьба разбросала по стране, но, став пенсионерами, они вернулись в родную Овсянку. Что за место такое притягательное, эта Овсянка?

Сейчас стало престижным – иметь дом в Овсянке. Всю её застроили элитными коттеджами. От прежней деревни почти ничего не осталось. Антонина Емельяновна живет в своем старом крестьянском доме. Муж её давно умер. Много лет она жила одна. Но однажды в её доме случился пожар, прогорела крыша. Она наняла мастера починить крышу. Тот всё аккуратно сделал, да так и остался у хозяйки. Ну и делов-то, что он моложе её на много лет. Сейчас именно он по-стариковски сидит на лавочке у ворот. Соседи спросят: «Где твоя Емельяновна?» – «На спевки убежала, где же ей ещё быть». А по средам и не ищите, ездит в Дивногорск в бассейн, вместе со Светланой Ивановной, такой же бывшей учительницей. А по воскресеньям, это уж святое дело, в церковь.


Ансамбль «Енисеюшка» в Библиотеке-музее Астафьева

                           Ансамбль «Енисеюшка» в Библиотеке-музее Астафьева


У овсянской церкви своя трагическая история. Это сейчас она красуется на въезде в Овсянку как символ села. Так оно и было: в 1916 году в Овсянке закончили строительство Никольской церкви, и деревня стала именоваться селом. Но эта церковь просуществовала недолго, здание было приспособлено под пекарню, а в 40-е годы и вовсе разобрано.

И только в 1998 году в Овсянке вновь построили храм. Деревянная шатровая церковь с отдельно стоящей звонницей возведена попечением В.П. Астафьева. Во всех источниках отмечается, что сделано это было по просьбе жителей села.

Но кто же эти безвестные жители, попросившие Виктора Петровича поспособствовать строительству церкви? В любом деле всегда есть инициатор, и уже вокруг него собираются единомышленники. И я очень легко вычислила этого инициатора. Это моя классная руководительница Антонина Емельяновна. Она в то время была председателем женсовета на селе, активисткой во многих других общественных делах. Она мне рассказала, что люди обращались с просьбой о постройке церкви во многие организации и к известным людям, посещавшим Овсянку. Но только после обращения к Виктору Петровичу дело сдвинулось с места.


Церковь в Овсянке

                                                        Церковь в Овсянке


А уж как стройка началась, Антонина Емельяновна постоянно там бывала и сельчан приглашала: помочь кто чем может, прибрать, поднести. Собирала будущих прихожан благоустраивать территорию, сажать цветы.

Храм был освящен 15 сентября 1998 года как церковь Иннокентия епископа Иркутского. Изначально храм сконструирован как «холодный», поэтому по благословлению правящего архиерея службы приостанавливаются в зимний период и начинаются на Пасху. Но первый священник Овсянской церкви, отец Лазарь, проводил службы по требе, невзирая на погоду на дворе. А день Иннокентия Иркутского 9 декабря, в самые морозы. В таких случаях в храме включали калорифер, но он мало помогал. А отец Лазарь уже в годах и здоровьем слаб, сильно простыл, долго лежал в красноярской больнице. А когда выздоровел, его перевели на службу в храм при красноярской 20-й больнице. А вскоре овсянцы узнали, что их любимый батюшка скончался. И никто не мог им сказать, где его могилка. Но вы просто не знаете Антонину Емельяновну, она всё разыскала, собрала овсянских женщин, и они съездили, поклонились могиле отца Лазаря.

Вот такая она – Антонина Емельяновна. И ничего удивительного, что именно она однажды на прямой линии с президентом задавала вопрос о лекарственном обеспечении страны. Тогда на экране телевизора я её сразу узнала.


Жители Овсянки празднуют Троицу

                                             Жители Овсянки празднуют Троицу


Такой же неугомонной была она и в наши школьные годы. Вечно наш класс дёргала, чего-то затевала. А как ругала за неблаговидные поступки, словно мы её лично обидели.

В перестроечные годы мы с Антониной Емельяновной встретились случайно в дивногорской электричке. Она сказала, что ездит преподавать английский ещё и в красноярской школе. И поделилась своим огорчением по поводу уровня развития городских детей.

– Представляешь, по программе английского языка тема «Театр». И весь класс выдал мне фразу: «Я никогда не был в театре, я не люблю театр». А ведь это городские дети! Мы овсянских и то постоянно возили и в театр, и на концерты.

Конечно, я помню эти поездки. К школе подъезжал автобус, и мы всем классом ехали в Красноярск. Да и свои спектакли под руководством Антонины Емельяновны мы ставили…

Но вернемся к тому, с чего возник мой интерес к жизни Антонины Емельяновны – к фольклорно-этнографическому ансамблю «Енисеюшка».


«Енисеюшка»

                                                        Ансамбль «Енисеюшка»


Она сама мне рассказала, что началось всё со встречи Виктора Петровича с жителями Овсянки. А Антонина Емельяновна не только старожил Овсянки, но ещё и родня Астафьеву. В «Последнем поклоне» Виктор Петрович упоминает несколько овсянских семейств: Фокины, Шахматовы, Бетехтины. Так вот, Антонина Емельяновна из Шахматовых. А её родная тётя Анна Константиновна Шахматова была замужем за Кольчей-старшим. У бабушки Виктора Петровича было много детей, среди них Кольча-старший и Кольча-младший. Почему? Почитайте «Последний поклон», станет всё понятным.

На встрече со старожилами Виктор Петрович подарил каждому свою книгу с дарственной надписью. Чтобы встреча получилась более праздничной, были приглашены артисты. Виктор Петрович поблагодарил их за душевные песни, и сказал, что в Овсянке всегда пели, и на праздниках, и на посиделках, знали много старинных песен. А уж, какие овсянские женщины голосистые – «песнопевицы». Хорошо бы вспомнить, возродить эти старинные сибирские песни.

После этой встречи Антонина Емельяновна проснулась среди ночи. Слова Виктора Петровича не выходили у неё из головы. Мы же можем сами петь и песни старинные помним. Кого же позвать на спевку? Давай вспоминать родню, ближних и дальних голосистых соседок.

Сначала набралось пятеро, потом подошли и ещё желающие попеть. Стали собираться, вспоминать старинные песни, выступать на праздниках. Антонина Емельяновна оставалась за старшую. Но через несколько лет поняли, что им не хватает музыки. И Антонина Емельяновна поехала в Дивногорск в управление культуры. Ансамблю подарили баян. А вскоре появился и настоящий грамотный руководитель – Елена Геннадьевна Вопилова. Она с большим воодушевлением взялась за работу. Сшила для певиц сценические костюмы, настоящие народные, с соблюдением всех традиций. И выступать стали не только в родном селе, но и на многих краевых праздниках. В 2012 году, получив благословение местного батюшки, поехали в Шушенское на международный фестиваль «Мир Сибири» и стали лауреатами в номинации «За верность традициям». В 2014 снова поехали – и снова призы, дипломы. Но главное, что запомнилось, это душевный приём зрителей, цветы, аплодисменты. Видно, нужны людям эти старинные сибирские песни.

В 2006 году был записан первый компакт-диск «Молодой чубарик», в него вошли 26 старинных овсянских песен. А в 2014 свет увидал и второй диск, «Голос Овсянки», с народными календарными песнями и любимыми песнями Виктора Петровича Астафьева.

Еще Антонине Емельяновне запомнилась встреча с артистами МХАТа. Они готовились к постановке спектакля по произведениям Астафьева и приехали на родину писателя. Участницы «Енисеюшки» спели тогда им немало песен, в том числе и самую любимую Виктора Петровича, «В зеленом садочке». А когда через год Овсянцы посмотрели этот спектакль, обнаружили, что мхатовцы включили эту песню в свою постановку.

Сейчас ансамблем руководит выпускница овсянской школы Анна Трофимова. Отучилась, вернулась в село грамотным специалистом, музыкантом-народником. Фамилия Трофимова – это у неё от мужа, тоже музыканта, руководителя ансамбля «Сибирская вечора». А Антонине Емельяновне Трофимовой он даже не родня, просто однофамилец.

– Муж обратился к своим друзьям из Санкт-Петербурга, у них в архивах хранится немало песен, записанных в сибирских сёлах. Из присланных записей моим песенницам больше всего понравилась старинная песня «Выкупайте сына из неволи», – рассказывает Анна Александровна.

Оказалось, что записана она ещё в 1980 году именно в Овсянке, а пели её тогда родственницы Антонины Емельяновны. Так песня вернулась домой, в родное село.

Тэги: Евстолия Трофимова, Енисеюшка, фольклор, овсянская школа, школа №7, Наталья Емельянова, Последний поклон.