Наука по понедельникам. «Я спою, а ты подхватывай!»

Наука по понедельникам. «Я спою, а ты подхватывай!»

17 03 2024

На фото: Валерий Бешевли в Астафьевской библиотеке. Ноябрь 2023 года. 

Продолжаем знакомить вас, друзья, с работами, поступившими на конкурс документальной прозы "Дорогами Виктора Астафьева". 

Сегодня представляем вашему вниманию очерк Марины Панфиловой, журналистки издания "Аргументы и факты на Енисее", о Валерии Александровиче Бешевли, композиторе, Заслуженном работнике культуры Красноярского края. 

Валерия Бешевли и Виктора Астафьева связывала большая творческая и человеческая дружба. Интересно, что Валерий Бешевли, будучи молодым композитором, создал музыкальное произведение по астафьевским затесям, еще не будучи знакомым с писателем. Но... читаем интервью и узнаем обо всем по порядку!

Работа Марины Панфиловой участвует в конкурсной номинации "Хранители астафьевского слова"

***

«Я спою, а ты подхватывай!»

Как музыка композитора с Астафьевым подружила


Валерий Бешевли был молодым композитором, когда познакомился с известным писателем Виктором Астафьевым. Несмотря на разницу в возрасте, говоря словами Пушкина, «они сошлись – волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Творческая дружба продолжалась много лет. 

В год 100-летнего юбилея Виктора Астафьева Валерий Бешевли делится воспоминаниями о встречах с писателем, оставивших в душе глубокий след.  

Всё началось с аккордеона

Судьба красноярского композитора Валерия Бешевли – это удивительная история одаренного мальчика из простой семьи, который осуществил свою мечту благодаря таланту, труду и замечательным учителям.  

Бешевли – фамилия греческая. Еще при Екатерине II греки поселились в Крыму и на берегах Азовского моря. Отец Валерия, Александр Бешевли, до Великой Отечественной войны жил в Мариуполе. 17-летним фашисты угнали его в рабство в Германию. Он бежал, вновь угодил в плен и прошел все круги ада в фашистских концлагерях - Освенцим, Дахау, Эссен. После освобождения Александра вывезли в Свердловск, где он и встретил свою  будущую жену Тамару. Родился сын Валерий. 

 В роду композиторов не было, но отношение к миру искусства имела мама Валерия – Тамара Лукашевич. До войны она была балериной, хорошо пела. Валере было три года, когда семья вернулась на родину отца, в Мариуполь. 

«Любовь к музыке – это гены мамы, а папа просто любил петь, - говорит Валерий Александрович. – Мама рассказывала, что когда я еще был грудным младенцем, мне включали музыку по радио, и я успокаивался. Когда я учился в пятом классе, к нам пришел мальчик с аккордеоном и стал играть. Я был потрясен звучанием инструмента. «Хочешь научиться?» - спросил мальчик. «Да!» - с восторгом воскликнул я. «Купи у меня маленький аккордеон», - предложил мальчишка. Я уговорил папу купить инструмент. Когда принесли домой аккордеон, я сразу начал играть «Подмосковные вечера» - на слух». 

Учить одаренного мальчика игре на настоящем большом аккордеоне «Красный партизан» согласился дядя Вася Стеценко – талантливый музыкант-самоучка. Уроки дяди Васи пригодились, когда Валерий Бешевли служил в армии. Командование гарнизона настолько было потрясено способностями музыканта-самородка, что его зачислили в самодеятельный оркестр воинской части. Полковник, услышав, как звучит аккордеон в руках Валерия, посоветовал молодому человеку «учиться на композитора». 

Юноша, никогда не учившийся в музыкальной школе, после армии поступил в одно из лучших музыкальных училищ страны – Ленинградское музыкальное училище, а затем окончил Ленинградскую  консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. Его наставниками и проводниками в мир музыки стали ленинградские композиторы Владлен Чистяков и Валерий Гаврилин. «У меня два «крыла» – Валерий Гаврилин и Виктор Астафьев», - скажет Валерий Бешевли через много лет. 

В 1979 году после окончания консерватории молодой композитор Валерий Бешевли приехал в Красноярск. Здесь он на всю жизнь влюбился в Сибирь с ее могучей красотой, которая вдохновила на создание ярких, самобытных музыкальных произведений. Именно в городе на берегах Енисея произошла встреча с писателем Виктором Астафьевым.

«Ты мою душу понял!»

«Познакомила и подружила нас с Виктором Петровичем музыка», - делится Валерий Бешевли. 

Еще до знакомства с Астафьевым молодой композитор написал симфоническую поэму «Затеси». Придумал свою форму, вдохновившись одноименным произведением Астафьева.

Затеси – это, по определению писателя, зарубки на деревьях, чтобы охотник мог найти в тайге путь домой.  Композитор тоже создал рассказы, но только музыкальные. В сюиту вошли 6 «затесей»: тема Родины, тема сибирской природы и могучего Енисея, образ старообрядческой Руси, русский праздник, образ писателя и тема войны, а в финале – возвращение домой, к истокам. 

«Я набрался смелости и позвонил Астафьеву, сказал, что премьера этого музыкального произведения состоится в малом зале филармонии, и пригласил Виктора Петровича. Он обрадовался и пообещал прийти. А за неделю до премьеры звонит мне и сообщает: «Валера, меня Союз писателей отправляет в Токио, надо ехать. Ты запиши премьеру, и мы с тобой послушаем, когда я приеду».

Я немного был разочарован, но что поделать? Премьера прошла успешно. Астафьев вернулся и звонит мне. «Записал? Давай, приезжай ко мне в Академгородок!» Приезжаю, а он уже магнитофон приготовил. Симфоническое произведение  продолжительностью около 25 минут Виктор Петрович внимательно слушал, не отрываясь. Музыка закончилась, я выключил магнитофон. Жду, что он скажет. А Виктор Петрович молчит. Я уже стал волноваться, что он подбирает слова, чтобы не обидеть автора… Вдруг Астафьев вскакивает и подбегает к книжному шкафу. «Вот, смотри, сколько их, - восклицает, показывая на полку с партитурами других композиторов. – Вот сколько пишут! А ты мою душу понял! – заключил он, указывая на мою партитуру. С этого дня началась наша дружба».

Какая песня без баяна?

«Однажды Виктор Петрович спрашивает: «А когда ты меня пригласишь к себе в гости?». «С удовольствием!», - говорю, - продолжает Валерий Александрович. - Жена приготовила ужин, и Виктор Петрович приехал к нам вместе с Марией Семеновной и внуком Витей. А я как раз написал «Сонату каприччио» для баяна и пригласил в гости баяниста - Валерия Микитского. Произведение не обычное по ритму – 5/8, к тому же Валера по кнопочкам и мехам баяна отбивал ритм – так было задумано. Астафьев был поражен: «Я не все понял, - говорит, - но иностранцев вы точно удивите!» Потом Валера с этим произведением побывал в Германии, Голландии и Испании. В тот вечер мы сидели за столом, и Астафьев говорит Валере: «А ну-ка, бери баян, я спою, а ты подхватывай!». У Валеры прекрасный голос,  у Виктора Петровича – тоже. Как они пели! Начали с народной песни «Шумел камыш», а потом пели все, что предлагал Астафьев. Во двор нашего дома на проспекте Маркса заходили соседи и просто прохожие, стояли и слушали.

Когда мы вместе вышли из подъезда, все соседи на Астафьева смотрели, как на чудо, а он взял меня под руку и сказал: «Пусть все видят, кто у тебя в гостях был!» 

Иначе читатель не поверит

«Прихожу однажды к Виктору Петровичу, Мария Семеновна открывает дверь и говорит: «А его еще нет, он не пришел с прогулки. Задерживается, значит, принесет очередной рассказ». Она оказалась права, - продолжает вспоминать Валерий Бешевли. - Мы сидим, ждем его, чай пьем. Заходит раскрасневшийся Виктор Петрович. «О, ты уже здесь? – говорит мне. – Сегодня такой прекрасный вечер! Иду, снежок падает, красота! А передо мною идет влюбленная пара – рука в руке. И вдруг мимо меня проносится разъяренная фурия – и прямиком к влюбленным… Видимо, жена того мужика. Он только успел ей пальцем пригрозить, а фурия уже сбила женщину с ног и снег под подол ей кидает!» Мы, слушая его рассказ, смеялись до слез… 

В другой раз прихожу к Виктору Петровичу, а Мария Семеновна предупреждает: «Он еще работает». Пошли мы на кухню пить чай. И тут он заходит - взлохмаченный, увлеченный – он тогда писал роман «Прокляты и убиты». И начинает рассказывать: «Валера, у меня есть такой персонаж! Подонок! Такие люди не должны по земле ходить! Я ему уже две ситуации придумал, чтобы убить негодяя, а он каждый раз уворачивается!» «Виктор Петрович, вы же сами его создали. Кирпичик ему на голову, и делу конец!» - говорю. «А читатель мне не поверит!» - восклицает Астафьев. 
Мы в тот вечер сделали с ним важные выводы о творчестве. Вспомнили миф о Пигмалионе, который создал статую прекрасной Галатеи, влюбился в свое творение и стал просить Зевса оживить ее. Талант Астафьева тоже создал образ, который диктует писателю ситуации… Это для меня оказалось очень важно, ведь я тоже образы создаю и романы пишу – только  звуками, как Виктор Петрович – словами!

 …Когда Астафьева не стало, главный дирижер театра оперы и балета предложил исполнить на сцене мою симфоническую поэму «Затеси». Мы обратились к Марии Семеновне за фотографиями для оформления сцены. И она нам рассказала, что за время, пока она перепечатывала рукописи Виктора Петровича, сменила 9 пишущих машинок: на клавиатуре стирались буквы! «Мне приходило перепечатывать столько раз, сколько Виктор Петрович делал исправления, - призналась Мария Семеновна. – И не успокоится, пока не увидит, что это красиво выглядит на листе – значит, и звучать будет красиво!» Этому учил меня и мой педагог Владлен Чистяков, который говорил: «Когда пишешь партитуру, смотри, чтобы рисунок нот был красивым! Тогда и музыка красиво будет звучать!» 

Для справки

Бешевли Валерий Александрович - композитор, член Союза композиторов России. 
Родился 2 октября 1948 года в городе Свердловске. 
В 1979 году после окончания Ленинградской государственной консерватории  имени Н. А. Римского-Корсакова живет и занимается творческой деятельностью в г. Красноярске. Более 20 лет работал преподавателем красноярского Института искусств. Являлся концертмейстером в Красноярском государственном театре оперы и балета им. Д.А. Хворостовского.
Автор опер, оперетт, ораторий и кантат, симфоний, эстрадных песен, музыки к спектаклям, камерно-инструментальной музыки.  
Заслуженный работник культуры Красноярского края.


Возврат к списку