26 января 2021
Астафьевская библиотека продолжает проект «Открой для себя красноярских писателей». Сегодня наш рассказ о дивногорском писателе Александре Григоренко.
У Александра Григоренко был большой журналистский опыт (он и сейчас продолжает работать как журналист), когда в 2011 году в журнале «Новый мир», а вскоре и в издательстве «ArsisBooks» был опубликован его дебютный роман «Мэбэт».
Он сразу же был замечен и читателями, и критиками. В 2012 году «Мэбэт» вошел в шорт-лист национальной литературной премии «Большая книга».
Журнал с дебютным романом Александра Григоренко
Второй роман Александра Григоренко, «Ильгет. Три имени судьбы», был издан в 2013-м и в том же году был включен в шорт-лист литературной премии «НОС», учрежденной фондом Михаила Прохорова.
Третья книга автора, «Потерял слепой дуду», издана в 2016 году. За эту повесть Александр Григоренко был удостоен премии «Ясная поляна» в номинации «XXI век».
Книги Александра Григоренко
Что касается первых двух романов, наверное, лучше, чем сам автор, о них никто не расскажет. Приводим выдержки из большого интервью Александра Григоренко «Российской газете»:
«К тому, что тебя заметили, читают, надо относиться серьезно. Но, с другой стороны, это тоже момент судьбы – есть много прекрасных писателей и замечательных книг, которых не видят, а с тобой это вдруг произошло. Я думаю, так произошло, потому что «Мэбэт» и «Ильгет» – это, по сути, одна книга, хотя сюжеты разные. Кстати, «Ильгет» я задумал раньше, просто «Мэбэт» был написан мгновенно, месяца за два придуман.
Когда вышел «Мэбэт», я честно говорил: «Про тайгу». И покупателей тут же как пылесосом сдуло. Сейчас отвечаю, что обе книги о том, наверное, как устроена судьба. О поиске закономерностей в жизни, поиске алгоритма в хаосе, в который мы погружены. Тайга – это материал. Хотя была и миссионерская цель: мне хочется каким-то образом населить то пространство, где сам живу. Я хоть и городской житель, но живу все-таки в тайге, она меня окружает.
Хочется, чтобы люди осознали, что есть на земле Сибирь. Мне казалось несправедливостью, что до русской истории тайга не значится вообще никак. Ведь история – это то, что записано. А то, что не записано, не значит, что не существовало! Тайга всегда воспринималась, как зона пустоты, стояла на дальней периферии, хотя, под Абаканом, например, есть остатки дворца одного китайского полководца. В этих местах давным-давно жили люди - арины, асаны, помпоколы, юги, другие кетоязычные племена, которых сейчас не существует.
Тайгу я рассматриваю как отдельный мир. Он вертикален, его хребет Енисей, который течет с юга на север, это ось видимой вселенной. И – одновременно – древо жизни, по нему течет и жизнь человека».
Александр Григоренко
Александр Григоренко не раз рассказывал и о том, что при работе над романами он изучал фольклор сибирских народов. Произведения наполнены их представлениями, преданиями…
Но все же «Мэбэт» и «Ильгет» – это в первую очередь философские произведения, притчи, в которых через древние легенды Сибири осмысляются вечные вопросы – о том, что такое человек, долг, честь, любовь, предательство, благородство…
«Мэбэт» – это путь от сверхчеловека к обычному, признающему свою беспомощность и ничтожество, а «Ильгет» – путь обратный», – говорил о своих книгах сам писатель.
А известный критик Галина Юзефович так написала о романе: «Мэбэт»: «Перед тобой остаётся мощнейшая и пронзительная история души человеческой, очищенной от всего внешнего и наносного».
Астафьевская библиотека старается собирать всю информацию, связанную с дивногорским писателем. У нас есть и тот самый экземпляр «Нового мира», где впервые был опубликован роман «Мэбэт», дебютный для Александра Григоренко, и его книги. Они ждут своих читателей.
Цитаты из романа «Мэбэт» Александра Григоренко
* «Никогда не знаешь, какая война – твоя».
* «Страдания – от слепоты, а не от боли. Слеп не тот, у кого нет истины, а тот, кто не ищет ее, считая все в мире случайным и бессмысленным».
* «Делай, что должен, и ничего худого с тобой не случится ни в этом мире, ни в том».
* «Всякая вещь отыщется на земле и в небесах, нет только сердца, которое не сломалось бы».
* «Если осталось воды на один глоток – допей, места осталось на один шаг – шагни. Если твои руки и ноги еще повинуются тебе – надо идти. Пусть дней тебе осталось только на то, чтобы вернуться домой и умереть, надо дожить эти несколько дней. Может быть, в этом будет какая-то польза, о которой мы не знаем».