"Библиотека села - это окошко родного дома,
где всегда светит приветливый огонек"
Овсянке - 350 лет. Новая жизнь старого села

Овсянке - 350 лет. Новая жизнь старого села

Овсянке - 350 лет. Новая жизнь старого села

18 марта 2021

В 1927 году в Овсянке была организована сельскохозяйственная артель "Путь к социализму". В 1931-м на ее базе был образован колхоз имени красного партизана Щетинкина. 

"Пережили овсянцы в тот год страшный раскол раскулачивания, когда свои же и обрекали на нищету и гибельную неизвестность более зажиточных родственников и соседей", - пишет дивногорский историк Игорь Федоров. 

На первых порах в колхозе была пара барабанных молотилок с конным приводом, плуги да деревянные бороны. Затем прибавилось имущество, изъятое у кулаков, около пятидесяти лошадей и столько же коров.

Разорение коснулось фактически двух третей дворов, стоявших в Овсянке. Из двухсот пятидесяти семей в Овсянке уцелело лишь восемьдесят пять. И сами дома «лишенцев» были сведены с земли, растасканы на дрова, сожжены для потехи. А имущество раскулаченных «уплавлено» в Красноярск.

Эта беда коснулась и семьи Астафьевых. В 1931 году были раскулачены прадед и дед Виктора Петровича - Яков Максимович и Павел Яковлевич Астафьевы. Кстати, и здание школы в Овсянке, на фоне которого в том же 1931 году сделана увековеченная в астафьевском рассказн "фотография, на которой меня нет", прежде (до раскулачивания) было домом семьи Астафьевых.... 

"Дом, приспособленный под школу, был рублен моим прадедом, Яковом Максимовичем, и начинал я учиться в родном доме прадеда и деда Павла", - пишет Астафьев в рассказе "Фотография, на которой меня нет".

В тот же год Павел Яковлевич и Петр Павлович (отец семилетнего Вити) были арестованы. Деду тюрьму заменили ссылкой в Игарку, а отца отправили на строительство Беломор-Балтийского канала. 

В это же время в наши края прибывали ссыльные из западных территорий страны. Об одной из таких историй мы рассказывали совсем недавно. Ее герой тоже есть на фотографии, которой проиллюстрирован этот материал...

Что касается уклада жизни овсянцев в 1920-30 годы, интересны в этом смысле записи, сделанные в 1925 году учениками красноярской школы №5 под руководством учительницы словесности Веры Зильберман. Ребята провели в Овсянке три дня - в рамках мероприятий, проводимых под девизом "Даешь смычку города и деревни!", и описали свои впечатления от увиденного. 

Школьники описывают общий вид села, внутреннее убранство домов, быт жителей, их верования, приметы, праздники... ("На свадьбу гуляют 7-8 дней, а то и две недели"). В описаниях встречаем всё те же фамилии, что и в документах 18-19 веков: Фокины (дом Матвея Михайловича Фокина в описаниях предстает как просторный, светлый и ухоженный), Шахматовы, Вычужаниновы, Потылицыны, Чеховы, Остаьфьевы, Ярославцевы... 

Зарисовки довольно подробно приведены в книге Игоря Федорова, в финальной ее части. Очень советуем их прочесть (впрочем, как и всю книгу Федорова).

В 1930-е годы Овсянка стала самостоятельным участком Красноярской рейдовой конторы. Отныне главным занятиям сельчан становится заготовка и сплав леса. 

...Много лет спустя мальчик, которому в то время совсем-совсем немного лет, опишет в своих великих книгах и родное село, и жизнь односельчан, и быт сплавщиков. И, кроме того, сумеет добиться, чтобы молевой сплав леса, губительный и для природы, и для людей, попал на сибирских реках под запрет.

Но до этого еще очень далеко. Целая жизнь.