26 февраля 2022
На фото: Николай Федорович Фокин.«Тетка Татьяна, Ганька Болтухин, Шимка Вершков, Митроха, стуча себя в грудь кулаком, говорили речи. Хмурился, помалкивал Федоран Фокин, мужик искони здешний, еще молодой, он понимал, что словами, даже самыми громкими, самыми умными, народ и обобществленную скотину не прокормишь. <…> Терпеливо и долго вразумлял умный мужик вошедших в раж говорунов, призывая пахать землю под зябь, расковыривать межи в горах -- на покатах да по склонам увалов заплатами расклеенных пашен, и в первую голову -- пустить мельницу. Искони кормившиеся с мельницы, овсянские жители ручных жерновов не знали, толочь зерно в ступах ленились, парили его в чугунах и ели целиком…»
Это отрывки из астафьевского рассказа «Бурундук на кресте», вошедшего в повесть «Последний поклон». Федоран – деревенское прозвище Федора Васильевича Фокина, коренного овсянца.
Федор Васильевич Фокин
Сейчас в Овсянке живет его сын, Николай Федорович Фокин. Он родился в 1939 году и, как его деды и прадеды, прожил в родном селе всю жизнь. (Отметим: в некоторых документах позапрошлого, 19-го, века упоминается Василий Фокин – не исключено, что это дедушка Николая Федоровича).
– И я, и отец, и мои деды и прадеды всю жизнь жили в Овсянке, мы и есть тут самые коренные, – говорит Николай Федорович. – Наши предки – переселенцы еще из донских казаки, прямые потомки того самого Фоки.
Как мы уже рассказывали, в Овсянке живут несколько семей Фокиных – видимо, очень дальних, родственников. Фамилия эта пошла от первопоселенца Овсянки, казака Фоки Малова, пришедшего в наши места с семьей в середине 17-го века. За три с половиной столетия пяти-, шестиюродные (и еще более дальнего родства) потомки Фокиных стали воспринимать друг друга уже как однофамильцев. Проследить трехвековые родственные связи через архивные документы тоже непросто.
– У меня дочь училась в красноярском мединституте, – рассказывает Николай Федорович. – Один из ее преподавателей меня спрашивает: «А главврач 20-й больницы Фокин вам не родственник? Он ведь тоже из Овсянки». А я говорю: «Его знаю, а родственник или нет – понятия не имею».
О сохранении семейных архивов и реликвий в прежние годы особо не думали, говорит Николай Федорович:
– Когда отец умер, мать все его награды – ордена, медали – сложила к нему в гроб. Сказала – он их завоевал, вот пусть они с ним туда и идут. Мы тогда молодые были, не стали протестовать.
Кстати, мама Николая Федоровича, Евдокия Александровна, в девичестве тоже была Фокиной. Вышла за однофамильца, так что документы после свадьбы менять не пришлось.
– Мать, прежде чем переехать в Овсянку, жила с родителями на той стороне Енисея, в Известковом. А здесь они с братом построили дом один на двоих. Сейчас в нем уже, наверное, шестые по счету хозяева живут, – говорит Николай Федорович. – А дом, в котором я живу, отец строил больше ста лет назад, в самом начале 1920-х. У него низ, обвязка, из лиственницы, а вверх – из сосны. Ничего ей за это время не стало: она вся в смоле, аж звенит. Сейчас я этот дом облагораживаю, а вообще у меня квартира в Дивногорске, лет 25 назад ее получил. На пенсии вернулся в Овсянку, здесь мне больше нравится.
Слева на фото - Евдокия Александровна Фокина
У Евдокии Александровны и Федора Васильевича было шестеро детей: Александра (1924 г.р.), Василий (1927), Петр (1932), Иван (1936), Николай (наш собеседник Николай Федорович – 1939 г.р.), Зоя (1945).
– Моя старшая сестра Александра уехала, когда началась война. Где только не была – объехала всю Среднюю Азию, много других мест. У нее потом даже речь путалась: что-то по-русски говорит, что-то по-узбекски, что-то вроде по-грузински, – вспоминает Николай Федорович. – Первый раз я ее увидел в 1959 году, уже во время службы в армии. Она вначале приехала попроведать родственников в Овсянку, а когда возвращалась через Москву, вместе с подругой заехала в мою воинскую часть в Подмосковье. Мне говорят: надень что поприличнее и иди на КПП, сестра приехала. Выхожу – две женщины меня дожидаются. А и я не знаю, которая из них сестра-то. Через несколько лет я еще раз ее видел – и все, больше не встречались никогда. Братья Михаил и Александр погибли на войне. Сестра Зоя вышла замуж за украинца – он приехал на строительство Красноярской ГЭС, а потом сестра уехала с ним в Херсон. Брат Иван был глухонемой, учился в спецшколе в Красноярске. В общем, все в разъездах, все в бегах. Из нас шестерых я в Овсянке один остался. А сейчас живы только мы с сестрой, которая на Украине.
Николай Федорович окончил в Овсянке 10 классов. Директором школы в то время был Федор Трофимович Бетехтин. Овсянка, по воспоминаниям Фокина, была тогда совсем небольшим селом, с одной улицей – Набережной, «да и то она была не такая, как сейчас, а короткая». Ее пересекали несколько проулков, ведущих к Енисею. Больше жилых домов не было: там, где сейчас железная дорога и автотрасса, тянулись огороды местных до самого леса. Но вот ведь как получилось – село маленькое, а школа в нем – большая.
– Одно время я ходил в школу, которая раньше была домом Астафьевых. А потом появилась еще одна. Ее устроили в бывшей церкви. Сама церковь тогда уже, конечно, не действовала, но здание оставалось. Позже к нему сделали пристройку буквой Г: мест в школе не хватало, – рассказывает Николай Федорович. – В овсянскую школу дети ехали с верховьев, из сёл, которые позже, при строительстве ГЭС, были затоплены; здесь они жили в интернате или снимали квартиры у местных. И с той стороны Енисея приезжали, вплоть до Собакиной речки, где дома отдыха в сторону Красноярска. Так-то это недалеко (Расстояние от Овсянки до Красноярска – более 20 км. – Прим. ред.). Я когда на машине работал, доезжал до Слизнева, переезжал по льду на тот берег и ехал в Красноярск за товаром, который потом доставлял в Дивногорск.
Овсянская школа. Конец 1950-х - начало 1960-х годов
В школе было свое подсобное хозяйство – выращивали овощи, которыми потом кормили учеников. И даже лошадка своя была!
– Помню, в морозы печку топили в школе, варили нам суп, а картошку в него добавляли мороженую, другой-то зимой и не было. Она после варки чернела, а мы думали, что это мясо.
После школы Николай Фокин успел поработать в артели «Лесозаготовитель» столяром, станочником, а потом ушел на службу в армию на три года. Вернувшись, устроился работать в автохозяйство на ГЭС и проработал там 38 лет.
Работу приходилось совмещать с крестьянским трудом – из шестерых братьев и сестер Николай, как мы уже знаем, к тому времени в Овсянке остался один.
– До ГЭС работы в Овсянке, можно считать, и не было. Люди жили подсобным хозяйством: огород, скот, лес, рыбалка, охота. Кто-то, может, на лесоповале работал по заказу. А так если свое хозяйство не держать, тут бы все перемерли, особенно во время войны. В совхозе Мана, от нас 6 км через гору, были овсянские подсобные участки – там сеяли хлеб, сажали картошку, – рассказывает Николай Федорович – Убирали все вручную – никаких механизмов раньше не было. Снопы ставили, а к зиме сено не увозили – оставляли на покосе, свои участки огораживали, потом приезжали на них за сеном по мере надобности. Сено, конечно, подъедали козы и маралы. Но люди никогда чужого не брали, хоть годами оно там лежи. Так же и с рыбалкой: бросишь плетеные корчажки, и никто их не воровал. Считалось позором, если кто возьмет. По улицам гуляли куры, коровы – их тоже никто не трогал. И дверь не запирали. Мать когда уходила, палочку в дверь просовывала: если кто во двор зайдет - поймет, что хозяев дома нет.
Овсянка. 1955 год
Николай Федорович вспоминает: картошкой все кругом засаживали. И сами ее ели, и коров, поросят, кур ей кормили. Картошка была отменная, называли ее местные «культурка»: «Две плети вытащишь – ведро. Накопаем, все этой картошкой завалим, до весны хватало».
Что-то с огородов шло на продажу - овощи и молоко продавали в Красноярске.
– На ту сторону Енисея переплывали на лодках – был у нас специальный переправщик. А там уже шли до Красноярска пешком. Там, где железнодорожный мост, был в то время рыночек Гремячий – по названию речки, которая впадала в Енисей, – рассказывает Николай Федорович. – Мать у меня туда ходила. Овощей наберет, сходит туда буденкой, продаст, возьмет там хлеба и пешком обратно. Видите, как женщины раньше работали! Сейчас все механизмы есть – стиральная машинка и выжимает, и сушит, что не жить! А раньше валёк, стиральная доска – и на берег. Сначала она белье в кипятке выжарит, а потом подол вот до сюда завернет и шпарит на Енисей белье колотить. Зимой морозы 40 градусов, а все равно делали проруби. Попробуй-ка сейчас молодежь заставь белье в проруби полоскать! Вот потому люди раньше были крепкие, закаленные. Ну и кушали, конечно, все свое, экологически чистый продукт. Коров держали почти каждый. Потому что если не держать, то и кушать нечего.
Воду для всех нужд брали в Енисее – и стирали, и пили. «И ничего, все живы, – замечает Николай Федорович. – А потом провели эту нитку по Овсянке, из Фокиной речки, а там вода жесткая, потому что там известняк. А в Енисее – хорошая». Ею и огород поливали – носили в ведрах на коромысле. И не по одному разу за день.
– Я когда в армию пришел, меня старшина спрашивает: «Фокин, ты что, штангой занимался?». Куда там! Дрова вручную пилили, воду от Енисея на себе таскали, а это вон сколько от берега, потом 200 метров в горку. И огород так же полей. Летом – покос. Вот так мускулы и нарабатывали. Работа на подсобном хозяйстве – это ведь с утра и до вечера. Я, когда корову держал, в пять утра вставал – и на весь день: ее надо и поить, и кормить, и доить три раза в день, если с отелом.
Николай Федорович Фокин в Астафьевской библиотеке, 2021 год
После строительства ГЭС, считает Николай Федорович, климат в наших местах стал хуже.
– Раньше мы все лето купались в Енисее, тепло было. В лесу грибы, ягоды – смородина, брусника, черника. Куда все это делось? Рыбачили мы на дощаных лодках-плоскодонках, называли их манскими, потому что такие же делали сплавщики. Рыбы было море. Раньше она шла в верховья, там на плесах метала икру. А как ГЭС перекрыли, рыбы стало меньше.
И старую, и новую жизнь Овсянки семья Фокиных не раз обсуждала с Виктором Петровичем Астафьевым.
– С ним мы много раз встречались, общались, – рассказывает Николай Федорович. – Когда он вернулся в наши края, сперва жил в Красноярске, а потом отделали ему тут домик, и он в Овсянке находился по полгода. Гулял по берегу, смотрел: здесь был завал после сплавной конторы – коряги, лес по берегам. С его, так сказать, подачи все здесь почистили, убрали. Ну и к нам в гости он заходил часто. Чай пили – малинник, смородинник, белоголовник. Раньше заготавливали листья, травы, приятно было такой пить. Я и сейчас смородинник люблю. Когда моя мать была жива, он к нам особенно часто заходил. Разговаривали про новую и старую жизнь, вспоминали. Он ведь и похоронен через могилку от нашей матери.
Тэги: Фокины, Фокин ручей, ГЭС, Мана, овсянская школа, Бетехтины, быт, Астафьев, история Овсянки, Слизнево, поселок Известковый.