Главное, ребята, сердцем не стареть

 
Главное, ребята, сердцем не стареть

29 октября 2020

Сегодня, 29 октября, отмечается день рождения комсомола: в 2020 году крупнейшей в истории страны молодежной организации исполняется 102 года. 

И хотя Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи уже давно прекратил существование, люди по-прежнему помнят о нем: неудивительно, ведь, например, в одном только 1977 году членами ВЛКСМ были 36 млн человек. Всего же за годы существования организации в ней состояли более 160 млн человек.  

Подвиги и достижения комсомольцев - героизм в годы войны, освоение целины, ударные стройки - воспеты в литературе, кинематографе и, конечно, в песнях. Каждая веха истории комсомола нашла в них отражение.

Вот что писал в рассказе «Комсомольская песня»  в 1988 году, когда отмечалось 70-летие ВЛКСМ, Юрий Михайлович Чичков (1929 – 1990) – советский композитор, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола:

«Трудно себе представить нашу жизнь без песни. Как верный друг, шагает она рядом с нами, вдохновляя на доблестный труд, украшая не только долгожданный праздник, но и каждый день. Её берут с собой моряки, уходящие в далёкое, трудное плавание. Она звучит высоко над Землёй, на борту орбитальной космической станции, где живут и трудятся советские космонавты. Но есть в песенной антологии нашей страны страница особенная, неповторимая. Это песни Ленинского комсомола, песни молодых, ставшие важной строкой в биографии многих поколений, частицей истории Родины.

  Комсомольская песня всегда была вместе с народом – на всех этапах строительства нашего Советского государства. Чем труднее было время, тем большего напряжения человеческих сил требовалось, тем нужнее оказывалась песня. И действительно, всё, что было значительного в жизни страны, в жизни молодёжи, можно воскресить в памяти по песням. Они как бы вобрали в себя дыхание времени, стали его своеобразным символом. Помните: «Дан приказ ему на запад, ей – в другую сторону» или «Наш паровоз, вперед лети, в коммуне остановка!»


 

Тысячи юношей и девушек заполняли вокзальные перроны во время проводов молодых москвичей на целину. И над всем этим многолюдьем звенело: «Едем мы, друзья, в дальние края» – песня Вано Мурадели и Эдмунда Иодковского. Советские композиторы всегда старались идти в ногу со временем.




Песни рождались как отклики на важнейшие события. Они превращались в боевое оружие новых поколений. Так случилось с «Орлёнком».



     Вы, конечно, помните эту гордую, полную трагизма и в то же время оптимистическую музыкальную новеллу композитора Виктора Белого. Поэт Яков Шведов говорил, что, когда он работал над текстом, в памяти вставал образ друга его юности, комсомольца Герасима Фейгина, погибшего при подавлении кронштадтского мятежа.

С новой, невиданной силой зазвучал «Орлёнок» в годы суровых военных испытаний. Песня вела в бой, вдохновляла на подвиги. Никогда не изгладится в памяти людской имя певца Александра Окаёмова, в свой последний час перед казнью запевшего в лица фашистам эту песню: «Лети на станицу, родимой расскажешь, как сына вели на расстрел». Так легенда стала жизнью, помогла человеку бросить вызов врагам.

Особенности песенного жанра требуют, чтобы и мелодия, и поэтические строфы рождались из непосредственных наблюдений над жизнью, из событий, встреч, общения с людьми. Их дарят нам поездки на ударные комсомольские стройки, беседы с молодёжью. Именно благодаря им появились на свет замечательные песни моих коллег: Александры Пахмутовой «Надо мечтать», «Смелость строит города», «Не расстанусь с комсомолом», «Орлята учатся летать», «И вновь продолжается бой», «Любовь, комсомол и весна»; Игоря Лученка «Комсомольская юность», этот список можно продолжать и продолжать».




<