Журнальные новинки: проза, поэзия, критика

Журнальные новинки: проза, поэзия, критика

Журнальные новинки: проза, поэзия, критика

07 июля 2022

Первый за 2022 год номер журнала «Наш современник» посвящен воспоминаниям. Прозаический раздел выпуска целиком состоит из мемуарной прозы. Зрелые, сложившиеся писатели делятся самыми важными моментами своей жизни.

Прозаическую часть открывает повесть «Прошедшее время» лауреата государственных и международных литературных премий Альберта Лиханова. Это воспоминания «горького цвета», как определяет их сам автор, посвященные военному детству. О годах великой скорби писатель рассказывает через призму детского восприятия. Детей пытаются оградить от ужасов военных лет, но они взрослеют быстро... 

Несмотря на сложность заявленной темы, повесть Альберта Лиханова оптимистична и полна жизни. Жизнь идет своим чередом даже в войну: дети – растут, люди – рождаются, раны – заживают. И в этом есть тепло и надежда для читателя.

***

Писатель Михаил Тарковский тоже вспоминает детство, но другую эпоху. Для главного героя его произведения «Кинешма» детство – это исследование, знакомство с миром и людьми. Воспоминания пронизаны теплом, мягким юмором, повествование отличат живой и яркий язык. Смотря на мир глазами мальчика Мишки, мы учимся наблюдать и удивляться, не упрощаемся до видения ребенка, но поднимаемся до него.

Особенно удаются автору портреты: девочка у него «занозистая», полковник – «скалозубского обличья». Одной-двумя чертами создаются зримые, полные энергии образы. Поэтому читать Михаила Тарковского интересно на всех уровнях: и на сюжетном, и на филологическом.

***

Роман писателя и врача Андрея Убогого «Красная зона» рассказывает о хирурге Рудневе – «живой легенде больницы». Через воспоминания Руднева мы узнаем, что он посвятил всю жизнь карьере и расстался с женой («Каждый день без жены – это счастье»). Сон, который снится врачу, предельно прямолинеен: во сне он загнанный, окруженный волк. Несмотря на то, что повествование ведется от лица Руднева, временами автор решает показать его и глазами других героев.

Работа в поликлинике Руднева не устраивает, так как там «мелочная человеческая немощь» становится особенно неприятной. Тогда он решает поступить на службу в инфекционное отделение, где во время вспышки COVID-19 не хватает врачей...

***

Что же спасает человека в непростые времена? Ответ на этот вопрос дает Нина Ягодинцева, поэт и профессор Челябинского института культуры, лауреат многих литературных премий. По ее мнению, на сломе эпох, когда рассвет почти немыслим, спасают слово, молитва и небо.

Поэт отвечает на вопросы Юрия Татаренко про отсутствие новых архетипов в поэзии, табу в литературе, литературный Челябинск, рассказывает, чем отличается хорошая поэзия, что такое «предстихи» и нужна ли литературной среде ассоциация писательских сообществ. Особенно хочется выделить совет Нины Ягодинцевой на тему писательского имиджа: «Не ищите авторитеты – ищите поэзию, она сегодня как самоспасатель в шахте, хотя бы несколько глотков воздуха, чтобы добраться до нужного выхода».

***

Текст абхазского поэта Мушни Ласуриа возвращает нас к теме памяти, а именно – памяти рода. Свою поэму он посвящает отцу, дому и связи поколений. 

Ту же тему продолжает самарский прозаик Николай Крупин, который со светлой грустью оплакивает деревню и стариков. Это классическая «деревенская» проза, продолжающая традиции жанра. Безусловно, тему умирания деревни уже исчерпывающе раскрыли прозаики поколения 1960-80-х годов, и с того времени деревня изменилась кардинально. Того идеального деревенского мира, который воспевали и об утрате которого горевали Распутин и Астафьев давно уже нет. Быть может, в наше время стоит задуматься о том, что ждет деревню в будущем, о том, какой она могла бы стать? Но Николай Крупин не ставит перед собой такой задачи – он оплакивает навсегда ушедшее и ушедших.

***

В журнале обширный раздел публицистики и критики.

Анна Нуждина предлагает нам обратить внимание на воронежскую поэтическую школу. В статье представлен анализ характерных особенностей ее заметных представителей: Василия Нацентова, Сергея Рыбкина и Амана Рахметова.

Капитолина Кокшенева хочет поставить «человека лицом к вечным и важным темам» и с этой целью призывает читать философа Петра Астафьева. Среди ее аргументов: попытаться жить «на другой культурной глубине, чем тик-токеры и поп-блогеры». Но действительно ли такой аргумент «с вершин моральных устоев» привлечет читателя? Среди популярных блогеров сегодня много просветителей, ученых и писателей, и их умные, самобытные интернет-каналы, которые в том числе популяризуют науку и философию, собирают миллионные аудитории.

В разделе критики Людмила Воробьева рассказывает о книге Натальи Советной «Затаенное слово», посвященной жизни человека в условиях войны. Елена Крюкова рассуждает о мифе Светланы Чураевой. Валентина Семенова представляет подробную рецензию на последнюю книгу Александра Казинцева, а Олег Дорогань анализирует афористические раздумья Ивана Переверзина.

Номер завершается подведением творческих итогов 2021 года. Здесь читатель может изучить перечень поэтов и прозаиков, получивших ежегодные литературные премии журнала.

Астафьевская библиотека выписывает журнал «Наш современник». Приглашаем наших читателей познакомиться с изданием.