Судя по всему, отец братьев Маловых, Фока, был первым или одним из первых, кто пришел в эти места (вероятнее всего, еще до 1671 года). Отсюда и второе, более привычное нам название реки Овсянки, — Фокин ручей.
"Анализируя историческую обстановку второй половины XVII века, можно утверждать, что на устье р. Овсянка (как она всегда именовалась в официальных документах) красноярские власти перевели группу казаков "для предосторожности", то есть для прикрытия города и принадлежащих красноярцам сельскохозяйственных угодий на правобережной округе, - пишет автор. - Именно поэтому и чисто казачий состав жителей, хотя в селениях севернее и восточнее Красноярска в это же время жили, кроме казаков, посадские люди, крестьяне, гулящие и прочий набродный люд".
Таким образом, в первые десятилетия своего существования Овсянка была небольшим, но (опять же судя по историческим свидетельствам) хорошо вооруженным острогом - самым южным форпостом русских на правом берегу Енисея, подчеркивает Игорь Федоров. При этом число дворов год от года росло, и, несмотря на непрекращающиеся набеги, овсянцы широко и активно осваивали окрестные земли, обзавелись собственной мельницей - ее в устье реки Слизневой (Слижневой) поставил, в числе прочих хозяйственных построек, атаман Иван Злобин.
Правда, вскоре хутор Злобина (а с ним, понятно, и мельница) был заброшен. И следующая мельница в устье Слизневой появилась лишь 200 лет спустя. Построил ее пришлый мужик Павел, которого местные прозвали Мазов. По документам имя мельника было Павел Яковлевич Астафьев. Это был родной дед по отцовской линии Виктора Петровича Астафьева.
Начало следующего, 18-го, столетия - это время "большого переселения" для всей Красноярской земли. После завершения набегов многие из тех, кто жил в Овсянке-остроге, ушли на юг, осваивать более плодородные земли Хакасско-Минусинского края. Но приходили новые люди и в Овсянку.
Летом 2020 года в Библиотеку-музей В.П. Астафьева поступила уникальная книга - "Перепись города Красноярска и его уезда. 1719-1722". В те годы перепись была проведена по указу Петра I для совершенствования налогообложения. Книга вводит в научный оборот замечательные рукописные материалы по истории России начала XVIII столетия из собрания Российского государственного архива древних актов - хранилища уникальных рукописей и исторических документов.
Перепись 1719-1722 года содержит сведения и о жителях Овсянки.
Процитируем фрагмент из этого удивительного документа. И отметим, насколько строго была организована перепись населения в то время - сведения о составе семьи у опрашиваемых собирали "под опасением смертные казни".
Деревня Овсянская
1. Двор пешего казака Василья Юшкова. И он, Василей, под опасением смертные казни сказал: он, Василей, — тритцати осми лет.
* Сын у него Яков — осми лет,
* Гаврило — шти лет,
* Петр — четырех лет,
* Михайло — двух лет.
А буде он, Василей, сказал что ложно, и за такую ево ложную скаску указал бы Великий Государь казнить смертью. К сей скаске по веленью Василья Юшкова Кузма Юшков руку приложил.
2. Двор казачья сына Якова Юшкова.
И он, Яков, под опасением смертные казни сказал: он, Яков, — осмнатцати лет.
Братей у него:
* Иван — четырнатцати лет,
* Григорей — девяти лет.
А буде он, Яков, сказал что ложно, и за такую ево ложную скаску указал бы Великий Государь казнить смертью. К сей скаске по веленью ево, Якова Юшкова, Кузма Юшков руку приложил".
И так далее. По данным, приведенным в книге Игоря Федорова, в те годы население Овсянки колебалось от 120 до 150 душ обоего пола.
Продолжаем серию публикаций, посвященных 350-летию Овсянки. Сегодня наш рассказ о том, каким было село в начале ХХ столетия.
Овсянка в первые годы ХХ века – по-прежнему богатая, благополучная, процветающая деревня. Уже много лет в нем работает «школа грамотности». В «Отчете о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1888-89 учебный год», в частности, читаем, что для «овсянской школы грамотности здание выстроено на средства Совета и прихожан». Таким образом, в эти годы школа, да еще и находящаяся в новеньком здании, в Овсянке уже точно была. Отметим, что средняя школа №7 села Овсянка им. В.П. Астафьева официально ведет отсчет своей истории с 1 сентября 1963 года.
В начале прошлого века овсянцы осваивали новые пахотные земли и покосы. На минжульском займище, где также находились покосы жителей Овсянки, был найден, как отмечается в документальных свидетельствах того времени, «большой курень липы», с которого овсянцы собирали липовый цвет для чая. Липа для наших мест – огромнейшая редкость, и находка стала основой для научной работы «О реликтовом местообитании липы в окрестностях Красноярска», опубликованной в Иркутске Яковом Прейсом. А предприимчивые купцы быстро наладили торговлю саженцами липы в Красноярске. Особо в этом преуспел купец Достовалов, специально для такого дела купивший земли в районе нынешнего дачного поселка Борового.
В марте 1916 года в Овсянке была построена первая церковь – Никольская. А если есть церковь – населенный пункт считается уже не деревней, а селом. Получается, что такой статус Овсянка обрела ровно 105 лет назад.
Правда, просуществовала церковь совсем недолго – в первые же годы советской власти ее приспособили под пекарню, а в 1940-е и вовсе разобрали. Сейчас место, где когда-то стояла Никольская церковь, пустует.
Но об ее истории и о первом настоятеле – иеромонахе Палладии – мы подробно расскажем в следующий раз.
VI
Как мы уже писали, ровно 105 лет назад, в марте 1916 года, Овсянка из деревни стала селом. Это напрямую связано с тем, что в Овсянке начала действовать церковь – Никольская.
До этого в деревне была лишь часовенка, в которой служились основные службы, но «своего» священника не было. С 1878 по 1914 годы Овсянка была приписана к Торгашинскому приходу. В Торгашине, к слову, и сейчас хранятся документы тех лет, связанные с Овсянкой и ее жителями.
Однако село Торгашино находится в 25 км от Овсянки, а это путь не только неблизкий, но с учетом сибирских путей-дорог еще и нелегкий. Поэтому начиная с 1893 года службы в овсянской часовне проводили монахи Знаменского скита, основанного в 1888 году и расположенного куда ближе к Овсянке, чем Торгашино, в устье Маны. А в 1914 году деревня Овсянка была уже официально причислена к Знаменскому скиту.
Оттуда же, из скита, был и первый священник овсянской Никольской церкви – иеромонах Палладий, назначенный на этот пост Енисейским епископом Никоном. Действовала при храме и церковно-приходская школа на 32 учащихся.
Но как рассказывать об этой странице истории Овсянки, не упомянув и об истории Знаменского скита? Невозможно: одно неразрывно связано с другим!
Скит был основан в 1888 году иеромонахом Филаретом. Сведений о нем не так уж много. Известно, что в миру его звали Федором Васильевым, родом он был из крестьян, на военной службе дошел до чина унтер-офицера. Постриг (и имя Филарет) принял в 1879 году. Его благочестивая жизнь и достойное служение не раз были отмечены и награждены, а в 1891 году он был рукоположен в иеромонахи.
Иеромонах Филарет
Филарет еще за несколько лет до получения этого сана начал хлопотать о выделении земли под строительство скита. Скиту отвели займище крестьян Овсянки выше устья Маны и долину Маны со всеми пахотными, сенокосными и лесными угодьями. Участок имел площадь более 4600 десятин и простирался между реками Шумиха и Овсянка.
Скит был заложен в августе 1888 года, близ ручья, впадающего в Енисей (сейчас ручей называется Филаретовым). Застраивался скит постепенно: вокруг церкви появлялись кельи для монахов, дом для настоятеля, трапезная, хозяйственные постройки, жилье для сезонных рабочих, скотный двор и другие строения.
Комплекс зданий скита и Знаменская церковь
В финансовом плане со строительством помогали меценат Тимофей Кузьмич Матонин, а также архиепископ Тихон, стоявший в то время во главе Енисейской епархии.
В целом строительств было завершено в 1891 году (ровно 130 лет назад!), и в июне того же года состоялось освящение церкви во славу образа Знамения Божией Матери. Отсюда и название скита – Знаменский. Этот чудотворный образ благодаря стараниям Филарета вскоре был передан монастырю.
Знаменский скит процветал: монахи занимались разнообразной хозяйственной деятельностью, земельные угодья, принадлежавшие скиту, сдавались внаем жителям окрестных деревень (в том числе и Овсянки), на его территории появлялись благодаря красноярским меценатам всё новые строения.
Монахи Знаменского скита
После революции ситуация изменилась. Послушников не хватало – как и рабочих рук. Все постепенно приходило в запустение… В начале 1920 года в скит вошел партизанский отряд А.Д. Кравченко. За дни, проведенные партизанами на территории монастыря, они изрядно поубавили имевшиеся там запасы продовольствия. Трех монахов убили и сбросили их тела под лед… 7 января партизаны были уже в Овсянке, а еще через день – в Красноярске, куда вступила Красная армия.
После разгрома колчаковских войск часть офицеров скрывалась по окрестностям Красноярска – в деревнях, на заимках, в лесных избушках. Территория поблизости от Овсянки и монастыря не стала исключением… Скрывавшихся искали. Часто поиски заканчивались кровопролитием. Нападения совершались нередко и на обычных проезжих, не связанных ни с красными, ни с белыми.
Было подмечено, что основная часть нападений приходится на «треугольник» Знаменский Скит – известняковый карьер – Манская заимка. Это стало одной из причин закрытия скита в мае 1920 года. Одной, но не единственной: церкви в те годы, как известно, закрывались массово и повсеместно. Так весной 1920-го года завершилась история Знаменского скита.
Тогда же, в мае 1920-го, здание скита было передано детдому, позже на территории монастыря размещались учебный лесхоз и опытно-учебное хозяйство лесотехникума.
План скита после преобразований 1920-х годов
Однако есть сведения, что не все монахи в тот год покинули скит. Так, известно о некоем монахе Серафиме, который в отдаленной келье прожил до 1930-х годов.
После революции была закрыта и Никольская церковь в Овсянке: ее приспособили под пекарню.
О том, какие еще перемены ждали село при Советской власти, мы расскажем в следующий раз.
VII
IX
Какой была Овсянка 1930-х годов? Чем жила? Как люди работали, вели свой быт, проводили досуг?
Пожалуй, в наши дни нет лучшего источника, чтобы узнать об этом, чем повесть в рассказах Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон».
Хоть и говорил он порой, что «Последний поклон» не документ, а художественное произведение, а значит, много в нем авторского вымысла, однако сам же и писал в предисловии к 15-томному собранию сочинений: «В творчестве моём биография отображена довольно полно и подробно, прежде всего в самой моей «толстой книге» – «Последний поклон».
А литературовед, литературный критик, друг Астафьева В.Я. Курбатов в одной из своих работ замечал: «Всех он собрал в этой поместительной, как хорошая изба, книге, чтобы согреться возле них и поблагодарить жизнь за то, что у него и в сиротстве была крепкая семья, древо рода, где он был не чужой ветвью. Благодаря всем своим дядьям, теткам, племянникам и двоюродным братьям, он теперь вполне знает, что родина – это род, родные люди на родимой земле».
1930 год. Шестилетний Витя Астафьев с родителями - Петром Павловичем и Лидией Ильиничной
Астафьеведы Н. Сакова и Д. Хоменко рассматривают «Последний поклон» как источник для составления родословной самого писателя. Исследователи насчитали в произведении 63 родственника В.П. Астафьева, ставших прототипами героев «Последнего поклона»: их в книге 43 по материнской линии и 20 по отцовской. Хронологические рамки родословной в произведении охватывают период с 30-х годов ХIХ века по 90-е годы ХХ в., то есть примерно сто шестьдесят лет. Но подробнее всего описана жизнь семьи в 1930-е годы, отмечают авторы работы, – время великого перелома русской деревни, которое имело самые трагические последствия как для рода Астафьевых, так и для всей страны в целом.
Екатерина Петровна и Илья Евграфович Потылицыны - бабушка и дедушка Виктора Петровича
Страницы «Последнего поклона» запечатлели не только людей, но и саму Овсянку, ее дома и улицы; здания, которые сохранились до нашего времени и которых больше нет.
Перед вами – уникальная карта, хранящаяся в Астафьевской библиотеке. Она была составлена по воспоминаниям старожилов Овсянки, в том числе и Виктора Петровича Астафьева. На ней мы видим знакомые по «Последнему поклону» имена, названия….
Карта Овсянки, составленная по воспоминаниям старожилов села
Рассмотрим ее подробнее.
Вот на карте отмечено место, где стояла «мангазина», не раз упоминаемая в рассказах «Последнего поклона», а в летописях Овсянки фигурирующая с 18-го века.
А здесь, вспоминают старожилы, была караулка Васи-поляка (рассказ «Далекая и близкая сказка», открывающий «Последний поклон»).
В доме №38 на улице Набережной (ныне он перестроен) одно время жила Апраксинья Ильинична Потылицына, тетушка Виктора Петровича. В 1930-е в ее семье случилось горе – трехлетний сын Петя ушел в лес и потерялся, мальчика так и не удалось найти. Этот случай описан в рассказе «Мальчик в белой рубахе» из «Последнего поклона»…
Тетушки Астафьева - Августа Ильинична и Апраксинья Ильинична (урожденные Потылицыны) не раз упоминаются в "Последнем поклоне"
А по адресу улица Набережная, 41 (сейчас на этом месте стоит большой каменный частный особняк) стоял дом, рубленный еще прадедом Виктора Петровича, Яковом Максимовичем. В этом доме родился Виктор Астафьев. И в этом же здании в 1930-х находилась школа, в которой начинал учиться Витя – под нее приспособили дедовский дом после раскулачивания семьи… Об этом читаем в рассказе «Фотография, на которой меня нет».
Эту карту можно рассматривать бесконечно и сопоставлять с главным, заветным произведением Астафьева...
Прошли годы, но всё живо, всё рядом с нами. Всё – на страницах «Последнего поклона».
Титульная страница "Последнего поклона" (издание 1989 года) с автографом В.П. Астафьева
Хотите узнать подлинную историю Овсянки – читайте «Последний поклон».
Возвращались с войны солдаты (в книге «Вспомним всех поименно: воины-дивногорцы в Великой Отечественной войне» собраны имена 2825 воинов, ушедших на фронт из сел и деревень, ныне входящих в Дивногорский городской округ – из Овсянки в том числе).
Шестеро воинов-овсянцев – Ворошилов Георгий Алексеевич, Киряков Алексей Исаакович, Черкасов Алексей Николаевич, Лобецкий Борис Адольфович , Сморгон Семен Хаймович, Ваганов Семен Александрович – закончили войну на восточных фронтах. А осенью 1945 года в Овсянку привезли японских военнопленных – так называемый отряд-434. По одним свидетельствам, в Овсянке на лесозаготовке, сельхозработах, строительстве дорог, отправке барж с овощами по Енисею на север трудились 50-60, по другим – около 200 военнопленных японцев. По домам местных жителей их не расселяли – жили они отдельно. Но работали под началом овсянцев. Так, в газете «Огни Енисея» в 1995 году были опубликованы воспоминания Елены Петровны Юшковой, которая была бригадиром у 30 японских пленных.
Не все они пережили суровую сибирскую зиму. В Библиотеке-музее В.П. Астафьева хранится письмо от жителя японского города Тоёхаси — Аояма Кунио. Его отец, Аояма Кэдзи, был послан 8.01 на работы в Овсянку. Но зиму он не пережил. «Место, где он умер, – домик в деревне Овсянка на берегу Енисея. Время смерти — 11 часов ночи…» Аояма Кунио с родственниками спустя пятьдесят с лишним лет смог побывать на могиле отца.
Репатриация японских военнопленных началась в 1947 году. Уже к весне 1950 года вернулись на Родину более 510 тысяч японцев. В 1995 году японцы приступили к раскопкам могил для того, чтобы забрать прах своих земляков на Родину. В Красноярске в семидесятые годы на Николаевском кладбище создавался мемориал японским пленным, туда перевезли останки японских пленных в том числе и из Овсянки. «22 июня 1997 года, — пишет Аояма Кунио, — Николаевское кладбище в Красноярске. Терпкий запах летней травы. Читаем молитвы, у памятника лежат привезенные из Японии любимые отцом сакэ, сигареты и поминальная еда. Невольно по щекам текут слезы...»
После войны менялась и росла Овсянка. В 1930-е годы (таким мы знаем село по «Последнему поклону») границы Овсянки на западе проходили по Фокиной речке, а на востоке примерно там, где сейчас находится дом №15 по ул. Щетинкина.
Село стало расти после строительства в нем ДОЗа – деревообрабатывающего завода – в 1957-58 годах.
«До строительства ДОЗа в Овсянке была только улица Набережная и немного домов в начале улицы Щетинкина, а от ручья по улице Щетинкина ничего не было. Здесь все было распахано под огороды. Железнодорожной улицы вообще не было», – вспоминала в беседе с сотрудниками Астафьевской библиотеки жительница Овсянки Александра Ильинична Бетехтина. По ее словам, первый магазин (в народе его знали как магазин Жуковского – здание цело и до сих пор) открылся в Овсянке в конце 1940-х – начале 1950-х годов. До этого ближайший магазин находился в селе Слизнево.
«Недалеко от нас, сразу за Фокиной речкой на противоположной стороне улицы, стоял клуб. Он был уже старый, гнилой, разваливался и в 1952 году его убрали. А раньше все там было и партийные собрания и заседания и концерты. А последнее время помню, заведующей клубом была Шахматова Нина Константиновна. А позже новый клуб построили на том месте, где сейчас поссовет стоит. Клуб был очень хороший, двухэтажный. Его сожгли неумно. Шахматова в нем уже не работала. А поссовет в то время был, где сейчас библиотека стоит, – вспоминает Александра Ильинична. – Здесь в переулочке, как идти мимо Фокиной речки, на самом бережке, стояла будочка, там единственный телефон был. Выдающийся у нас этот бережок в деревне. Катера здесь были постоянно, потому что здесь был сплав в Слизнево и по этой стороне плыл лес. Это место называлось перехватка или схватка. Вот идет плот сверху, допустим с Усть-Дербино, обычно оттуда вели плоты, с Сисима, может быть, а здесь был перехват. Плоты здесь сторожили и распускали этот кошель. Распустят кошель и все эти ошлаговки затягивали как раз к этой будке. И расшлаговывали, распускали обратно, а плохи собирали, грузили на катер обратно увозили, для того чтобы шлаговать лес».
Члены овсянского поселкового совета. 1946 год
После строительства ДОЗа многие жители Овсянки, прежде работавшие на сплаве леса, устроились туда – в первую очередь женщины («Куда было идти, пошли на сплав. Пенсию надо было зарабатывать», – замечает Александра Ильинична). Работали и в поселке Известковом, что через Енисей. Название поселка говорит само за себя – там добывали и жгли известь.
Средняя школа была в Овсянке до 1953 года. После 1953-го и вплоть до 1963 года (когда открылась современная школа №7) в селе оставалась только начальная школа – среднюю перевели в поселок Мана.
Со строительством Красноярской ГЭС, начавшимся в середине 1950-х, стала расти и Овсянка, и соседние села.
«В 1955 году начали строить дорогу. В 1956-1957 годах была мобилизация и гражданских, и военных, и по путевкам на строительство дороги. Там, на гор, комсомольский поселок был забит народом. Там и жили строители мехколонны. Поселок Молодежный, в котором я проработала 19 лет, весь при мне построили. Неделя не пройдет – дом, неделя не пройдет – второй и третий. И так их состроили больше двенадцати домов. И Овсянка строилась. Как начала строиться ГЭС, и все вдруг начали строиться. Лес получился вроде за счет ГЭС. Его возили и строились. Считайте, вся улица Щетинкина была так построена», – вспоминала Александра Ильинична Бетехтина.
Продолжаем проект «Овсянке – 350 лет».
Сегодня мы хотели рассказать об истории овсянской школы, но... даже местные старожилы иной раз расходятся в мнениях по поводу того, сколько же школ было в Овсянке за ее историю.
Давайте разбираться.
Итак, совершенно точно известно, что в конце 19-го века, во второй половине 1880-х годов, в Овсянке уже была так называемая «школа грамотности». В «Отчете о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1888-89 учебный год», в частности, читаем, что для «овсянской школы грамотности здание выстроено на средства Совета (имеется в виду Епархиальный совет. – прим. авт.) и прихожан».
Выглядело здание, судя по старой фотографии, вот так.
Что такое «школа грамотности»? Как правило, профессиональные учителя в них не работали (или же это происходило крайне редко). Занятия в таких школах мог вести любой грамотный человек. С крестьянскими ребятами занимались обычно выходцы из небогатых слоев населения за небольшую плату – причем не обязательно деньгами, иногда и натуральную (например, продуктами). Обучение могло идти по любым печатным изданиям, доступным преподавателю и ученикам. Конечно же, каких-либо образовательных программ, обязательных требований к результатам учебы в школах грамотности не существовало. Задача у них была одна – научить детей читать и писать.
В 1916 году в Овсянке начала действовать своя церковь – Никольская. При ней открылась церковно-приходская школа (получается, вторая по счету в Овсянке) на 32 учащихся.
После революции церковь закрыли, приспособили ее под пекарню. А в 1920-х годах в Овсянке открылась еще одна школа – на этот раз вполне светская (и советская). В 1931 году под нее был приспособлен дом Астафьевых – после того, как семью раскулачили. Именно в этом здании и начинал учиться маленький Витя Астафьев...
«Дом, приспособленный под школу, был рублен моим прадедом, Яковом Максимовичем, и начинал я учиться в родном доме прадеда и деда Павла», – пишет Виктор Астафьев в рассказе «Фотография, на которой меня нет».
Эта школа проработала в Овсянке до первой половины 1950-х годов. Вот несколько архивных фотографий 1940-50-х годов, связанных с историей овсянской школы. Ее в те годы возглавлял Федор Трофимович Бетехтин.
По воспоминаниям старожила Овсянки Александры Ильиничны Бетехтиной, в те годы при школе действовал и интернат – в Овсянке учились ребята из разных сел и деревень, в том числе весьма отдаленных. Но в начале 1950-х (по словам Александры Ильиничны, в 1953 году) была построена новая двухэтажная школа «на Мане» (говорит Бетехтина), и большую часть педагогического коллектива и учеников средних и старших классов перевели туда. В Овсянке оставалась только начальная школа.
Современная школа №7 села Овсянка ведет отсчет своей истории с 1 сентября 1963 года. Первым ее директором стал Федор Никифорович Никифоров, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда. Рядом с Ф.Н. Никифоровым трудились Н.Ф. Куцепалова, С.И. Мунгалова, В.Ф. Бетехтина, Г.Ф. Дружинина, Н.С. Кузьмиченко, В.Н. Зверева, А.П. Ветрова.
Сейчас школой руководит Марина Владимировна Метелкина. В школе учатся ребята из сёл Овсянка, Слизнево, поселка Молодежный. Подробнее о школе №7 села Овсянка можно узнать на ее сайте.
Школа носит имя В.П. Астафьева. Виктор Петрович поддерживал связь со школой родного села даже в те годы, когда жил вдали от малой родины. А после возвращения в Красноярский край в 1980 году был в ней частым гостем.
С прошлыми материалами проекта «Овсянке – 350 лет» можно познакомиться здесь.
Поскольку нас читают люди, которым не нужно отдельно объяснять, чем известна и славна Овсянка, мы решили лишь обозначить основные вехи – даты и события – современной истории села.
Итак, 10 фактов о сегодняшней Овсянке.
1. Согласно последней по времени официальной переписи населения (2010 год) в Овсянке живут 2228 человек.
2. Школа №7 села Овсянка им. В.П. Астафьева открыла свои двери для учеников 1 сентября 1963 года (об истории всех овсянских школ мы писали здесь). Сейчас в школе №7 учатся около 200 ребят.
3. Библиотека в Овсянке открылась в 1975 году – тогда под нее выделили комнатку в заводоуправлении ДОЗа. В 1978-м библиотека переехала в бывшее здание поселкового совета - одноэтажный деревянный домик.
4. В 1975 году, к 30-летию Победы, был открыт памятник воинам села Овсянка, погибшим на фронтах Великой Отечественной. Инициатором создания памятника был В.П. Астафьев. К открытию мемориала удалось установить фамилии 50 овсянцев, погибших на фронте. Но поисковая работа продолжалась и в последующие годы – в ней участвовали и сотрудники нашей библиотеки. Список героев на памятнике был дополнен.
5. В 1980 году на родину, в Красноярский край, вернулся Виктор Петрович Астафьев. Несмотря на то что краевые власти выделили ему квартиру в красноярском Академгородке, Астафьев больше любил Овсянку – купил в родном селе домик и жил в нем с мая и до глубокой осени.
6. На рубеже 1980-х – 1990-х годов стараниями В.П. Астафьева был прекращен варварский молевой сплав по сибирским рекам – губительный и для природы, и для людей.
7. Строительство нового здания библиотеки (ныне – Библиотеки-музея В.П. Астафьева) началось в 1991 году. Открытие ее состоялось 4 мая 1994 года, через три дня после того как Виктору Петровичу исполнилось 70 лет. Инициатором строительства был В.П. Астафьев, проект разрабатывался в мастерской Народного архитектора России А.С. Демирханова.
8. В 1996, 1998, 2000 годах в Красноярском крае (в том числе и в Овсянке, в Астафьевской библиотеке) проходила всероссийская конференция «Литературные встречи в русской провинции» – главным ее вдохновителем и «двигателем» был Виктор Петрович. (Кстати, вот какой интересный документ удалось нам найти – постановление 1998 года, подписанное тогдашним губернатором Красноярского края А.И. Лебедем о проведении второй по счету конференции. Впечатляет состав оргкомитета...). Во время вторых «Литературных встреч» (1998 год) состоялось еще два важных для Овсянки события: была освящена часовня Иннокентия Иркутского (архитектор – А.С. Демирханов), а возле библиотеки был заложен Литературный сквер – деревья там посадили участники конференции, писатели и ученые.
9. 1 мая 2004 года, к 80-летию Виктора Петровича, в Овсянке открылся Мемориальный комплекс В.П. Астафьева – филиал Красноярского краевого краеведческого музея. В него входят дом-музей писателя музей повести «Последний поклон».
10. Сейчас небольшое село Овсянка – место притяжения туристов, почитателей и исследователей творчества В.П. Астафьева. В Овсянке проходят фестивали и праздники, уже ставшие традиционными. В первую очередь это, конечно, межрегиональный детско-юношеский фестиваль «Астафьевская весна» и «Бабушкин праздник», который отмечается в конце августа.
На 28 августа этого года намечен праздник, посвященный 350-летию Овсянки. И он, конечно, состоится – если и не в очном, то в интернет-формате.
XVII
Викторина о родном селе
Друзья, мы завершаем проект, посвященный 350-летию Овсянки и рассказывающий об истории села.
Конечно, публикации об Овсянке продолжатся – до празднования юбилея и после него. Нашему селу и ее жителям будет посвящен и большой проект «Овсянка: семейные истории», над которым сотрудники Библиотеки-музея В.П. Астафьева будут работать при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
А нынешний проект, «Овсянке - 350 лет», длившийся с января 2021 года, завершен. На интернет-ресурсах Астафьевской библиотеки вышло 16 публикаций (эта – 17-я), в которых мы рассказали об истории села со времени его основания и до наших дней.
Сегодня мы предлагаем вам, друзья, вспомнить опубликованные материалы и ответить на вопросы последней, обобщающей викторины проекта. В этом вам поможет специальный раздел сайта Астафьевской библиотеки, в котором собраны статьи по теме. Ответы пишите в комментариях.
Итак, вопросы.
1. 350-летие Овсянки мы отметим 30 сентября 2021 года. А почему именно в эту дату?
2. Второе название речки Овсянки, на которой стоит село, – Фокина речка (Фокин ручей). Откуда взялось такое название?
3. В 1730-х годах большинство казаков – первопоселенцев Овсянки были записаны в пашенные крестьяне. Сможете ответить – кто такие «пашенные крестьяне»?
4. На географической карте наше село впервые появилось в 1701 году. Кто стал ее составителем?
5. У овсянцев вплоть до недавнего времени было прозвище «гробовозы». Как оно появилось?
6. Почти 250 лет своей истории Овсянка была деревней, а в 1916 году стала селом. С чем это связано?
7. В какой период в Овсянке появилось первое учебное заведение – школа грамотности? А когда открылась современная школа, работающая в селе в наши дни?
8. «В творчестве моём биография отображена довольно полно и подробно, прежде всего в самой моей «толстой книге» – «Последний поклон», – писал В.П. Астафьев. Какой период охватывают рассказы, входящие в повесть? На протяжении какого времени прослеживается история семьи Виктора Петровича в «Последнем поклоне»?
9. В каком году появился у В.П. Астафьева замысел «Последнего поклона»? С чем это было связано?
10. В каком году В.П. Астафьев вернулся на родину, в Красноярский край, после многих лет жизни в других регионах?
11. Долгое время овсянцы работали на молевом сплаве леса, губительном для природы и людей. В какие годы стараниями В.П. Астафьева он был запрещен?
12. Как связаны село Овсянка и ледник в Антарктиде?
13. Когда открылась первая библиотека в Овсянке? Когда и как появилось новое ее здание, в котором сейчас работает Библиотека-музей В.П. Астафьева?