Дивногорская матаня

Дивногорская матаня

27 марта 2023

Дивногорская электричка. Источник фото: дивногорская муниципальная газета "Огни Енисея"

60 лет назад, 26 марта 1963 года, из Овсянки в Дивногорск прибыл первый пассажирский поезд. Вел его машинист Сергей Свинцов

Сейчас трудно это представить, но еще в конце 1950-х годов между Красноярском и поселком гидростроителей - нынешним Дивногорском не было ни железной дороги, ни большой автомобильной трассы. Соответственно, и Овсянка, находящаяся на полпути между городами, не была с ними связана ни железнодорожной, ни автомобильной магистралями. 30-километровая линия между станцией "Енисей" в Красноярске и Дивногорском была построена только в начале 1960-х - и в первую очередь для снабжения всем необходимым строящейся Красноярской ГЭС.  

Сооружали железнодорожную ветку тресты «Красноярсктрансстрой» и «Мостострой-2», мотоотряд № 7, мостопоезд-442, строительно-монтажный поезд № 298 треста «Уралтранстехмонтаж». Всего на магистрали было возведено 55 искусственных сооружений, отсыпано 1,5 млн кубометров скального грунта. За годы строительства ГЭС по новой дороге было перевезено 5 млн тонн грузов.

Интересно, что в первое время ветка, ведущая к ГЭС, пролегала южнее нынешней и шла по мосту через реку Лиственку - в народе его называют "Чёртовым". Лиственку. В 1968 году движение по этому участку прекратилось из-за неудовлетворительного технического состояния моста. Но кое-где фрагменты старых путей еще можно увидеть. 

При строительстве случалось всякое. Вот что вспоминал уроженец Овсянки Валентин Георгиевич Астахов в беседе с сотрудниками Астафьевской библиотеки: 

"В 1961 году для строительства железной дороги решено было взорвать Шалунин бык (скала над Енисеем. – Прим. ред.). В Овсянке людей заранее об этом предупредили – чтобы не пугались взрывов, соблюдали осторожность и ни в коем случае в тот день не плавали в сторону Шалунина быка. Это они, конечно, зря сказали, потому ближе к назначенному времени едва ли не полсела собралось на лодках и плотах посмотреть, как будут взрывать. Грянул взрыв – от Шалунина быка оторвался огромный кусок и грохнулся в Енисей. То ли от взрывной волны, то ли от упавшей скалы лодки и плоты как ветром сдуло аж до противоположного берега. Но вроде бы никто не пострадал. А полностью снести Шалунин бык не удалось – оставшаяся его часть, высотой метров под 30, так и высится над Енисеем. Что стало с отколовшимся куском скалы – тут ничего сказать не могу, не интересовался". 

Дивногорский историк Игорь Федоров в статье, опубликованной в газете "Огни Енисея" в 2009 году, приводит хронологию последующих событий: 

13 октября 1961 года по еще строящейся ветке из села Лалетино в деревню Слизнево был доставлен первый груз - передвижная котельная. 

16 марта 1962 года от станции «Енисей» в Красноярске до станции Дивногорск было открыто движение с уменьшенной скоростью для рабочих поездов. На следующий день по новой ЖД ветке была доставлена деревянная будка - первое здание станции. 

5 мая 1962 года началась регулярная доставка грузов по железной дороге до станции Дивногорск. 

К концу 1962 года пути были доведены до производств, работавших для нужд строящейся ГЭС.

26 марта 1963 года, то есть на следующий день после перекрытия Енисея, из Овсянки в Дивногорск, до бетонного завода, прибыл первый пассажирский поезд. 

Машинисты, а вслед за ними и пассажиры называли его "матаней" (или "мотаней"). Никто из жителей Овсянки не смог нам пояснить, откуда взялось такое название. Но, судя по словарям региональных слов и русского железнодорожного сленга (есть и такой!), происходит оно от слова "мотаться": "мотанями" железнодорожники называют короткие поезда на 4-5 вагонов, следующие на небольшие расстояния, зато останавливающиеся на каждом разъезде. Правда, дивногорская электричка была подлиннее: как вспоминали наши собеседники - старожилы Овсянки, в 1960-70 годах было в ней по 10 вагонов, и в обоих направлениях были они битком набиты... И это притом, что никаких дач между городами в те годы практически не было!

14 ноября 1969 года железная дорога ст. «Енисей» - Дивногорск была принята Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию.

12 января 1970 года началось регулярное движение электропоездов по маршруту Красноярск - Дивногорск. В том же году в Дивногорске открылся современный железнодорожный вокзал. 

На станции Дивногорск пассажирская линия от Красноярска заканчивается. Дальше, к западу от Дивногорска, идут пути к Красноярской ГЭС.